Стр. 17 - автореф

Упрощенная HTML-версия

16
димости переездов в другие корпуса и клиники, что приводило к увеличению про-
должительности учебного дня до 9 часов, повышенной утомляемости студентов. В
расписании не предусмотрен облегченный день, не учитывалась необходимость внеа-
удиторной домашней подготовки. Большое количество сложной информации требо-
валось переработать за ограниченный промежуток времени, что способствовало
нервно-психическому перенапряжению студентов.
Отсутствие шкалы трудоемкости предметов для учебных дисциплин высшей
школы не позволяло объективно оценить интенсивность учебной нагрузки. В связи с
этим необходимым этапом работы явилась разработка шкалы трудоемкости предме-
тов для 3-х профилей подготовки, включая профессиональные дисциплины, имеющие
объемный информационный и сложный прикладной характер.
Результаты изучения трудоемкости 98 предметов (570 протоколов), в которых
учитывались трудоемкость предмета, в том числе время, затрачиваемое на самостоя-
тельную подготовку к занятиям (внеаудиторная нагрузка), отношение к предмету,
объем материала, организация занятия, работоспособность и другие показатели, поз-
волили выделить четыре степени трудоемкости изучавшихся предметов.
К первой степени трудоемкости были отнесены предметы,
которые содержат
абстрактные понятия и требуют значительного объема запоминания (M
ср.
=14 баллов;
σ=±0,5; m=±0,3;
С
V,(коэф.вариации)
=±10,7). Это математические дисциплины (математи-
ка, статистика, финансы и кредит, информатика, логика, теория вероятностей, эконо-
мика предприятий), специализированные естественные дисциплины (фармакология,
физиология, патофизиология, анатомия, патологическая анатомия, биохимия, топо-
графическая анатомия, гистология, терапия, иммунология, ортодонтия) и т.п. Лекци-
онные занятия по дисциплинам первой степени трудоемкости со значительным объе-
мом аудиовизуальной нагрузки, профессионально мотивационным и когнитивным
характером деятельности оценивались в 7 баллов. Для предметов первой степени тру-
доемкости внеаудиторная нагрузка была равна 2,5 часам.
Вторая степень трудоемкости (M
ср.
=10 баллов; σ=±1,99; m=±0,32;
С
V, (ко-
эф.вариации)
=±19,9) – специализированные профессиональные предметы, освоение кото-
рых помимо информационной нагрузки связано с выполнением разных видов дея-
тельности: хирургия, травматология, инфекционные болезни, эпидемиология, микро-
биология, гигиена, психология, педагогика, психиатрия, моделирование, маркетинг,