11
ского направлений (1043 чел) подготовки специалистов крупного промышленного
центра Сибири – города Омска. Средний возраст обследованных студентов составил
(M±m) 19,71±0,29 лет, в том числе девушек – 19,62±0,27 лет и юношей – 19,81±0,29
лет.
Выбор Вузов проводился с учетом востребованности профиля подготовки и
суммарного объема учебной нагрузки (медицинский профиль с высокой учебной
нагрузкой; педагогический профиль со средней учебной нагрузкой, технологический
профиль со средней учебной нагрузкой). В формировании выборочной совокупности
использовался случайный метод отбора изучаемых явлений, лонгитудинального про-
спективного и ретроспективного исследований (при p<0,05 с мощностью 0,8 методом
бесповторного случайного отбора). Выборки проверялись на наличие и отсутствие
нормального распределения (частотная гистограмма, тест Шапиро-Уилка). Необхо-
димый объем выборки определен согласно формуле случайного бесповторного отбо-
ра с учетом численности омских студентов очной формы обучения.
Для реализации задач были проведены исследования по следующим направле-
ниям:
-
оценка условий обучения с использованием материалов Роспотребнадзора и
данных собственных исследований, включая данные производственного контроля па-
раметров микроклимата (n=689), освещенности (n=894), уровней электромагнитных
полей
(n=467). Объем учебной нагрузки в трех Вузах по всем учебным годам оцени-
вался по данным разработки материалов учебных отделов и архивов;
-
оценка организации обучения, в том числе расписания занятий, проводилась
с учетом аудиторной и внеаудиторной нагрузки (n=627) и анализа функционального
состояния студентов обучающихся по гигиенически обоснованному и нерациональ-
ному расписанию (n=357);
-
оценка адекватности учебной нагрузки физиологическим возможностям
студентов (n=200 чел) проводилась с помощью психофизиологических тестов компь-
ютерной программы (реакция на движущийся объект – РДО; сенсорно-маторная ре-
акция – СМР; зрительно-моторная реакция – ЗМР; реакция с дифференцировкой,
кратковременная память, умственная работоспособность и др.). Для исследования
тревожности у студентов (n=205) использовался опросник Ч.Д. Спилбергера, моди-
фицированный А.Д. Андреевой. Для характеристики черт личности применялась