уговорили перерисовать лошадь не менее легендарного маршала Клима Ворошилова.
Портрет был одобрен генералитетом. И вот группа соратников - маршалы, генералы -
явились на дачу к Семену Михайловичу. После встречи и торжественных поздравлений
внесли огромный парадный портрет Маршала Советского Союза. Сбросили полотно и все
ждали реакцию юбиляра. Реакция была мгновенной и неожиданной: «Меня, Буденного, на
Климкину лошадь посадили!». Праздник был испорчен.
Я специально поместил этот рассказ, чтобы еще раз подчеркнуть уникальность
каждого гистологического препарата.
Еще в 60-е годы, теперь уже прошлого века, сотрудниками кафедры был создан
набор цветных диапозитивов по всем изучаемым темам. Современной технологии
получения цветных слайдов не было. Съемка производилась на всех морфологических
кафедрах на плоских стеклянных пластинках размером «девять на двенадцать». Затем
черно-белое изображение гистологических структур раскрашивали, и получалась
картина близкая к изображению препарата. Может быть, более яркая и контрастная, но
достаточно убедительная в своей морфологической доказательности. Фонд таких
пластинок на кафедре накапливался трудом большого коллектива студентов-кружковцев и
аспирантов. Так как тематика научных докладов и диссертационных работ обхватывала
все
проблемы патологической анатомии, возможность демонстрации этих пластинок в
учебном процессе была всеобъемлющей.
На лекциях по патологической анатомии профессор И.С. Новицкий любил
показывать такие пластинки в конце каждой лекции, или в конце раздела, картинки
менялись одна за другой, были, как правило, малопонятны, так как времени для
подробного объяснения лектору не хватало. Илларион Сергеевич не замечал аудитории,
он, как всегда, был «погружен» в патологическую анатомию всем своим состоянием
души. Если читал профессор К.С. Бульбаков, то были не понятны иллюстрации в полном
объеме, так как голоса лектора в обычной обстановке не было слышно, а тут в темноте
шум аудитории усиливался, все убирали конспекты лекций, щелкали замки портфелей.
На этом фоне разительно отличался молодой доцент А.С. Зиновьев. Говорил четко
и с азартом, логика повествования была убедительной, демонстрация пластинок была
минимальной и достаточной для подробного объяснения сути патологической картины.
Всё соответствовало принципу: «Лучше меньше, но - лучше!».
Конечно, широкая иллюстрация разбираемого на лекциях и практических занятиях
материала, несомненно, способствует более глубокому усвоению студентами