влияние духовной жизни на экономическую сторону развития общества. И как говорил
Лихачев: «Экология культуры» в определенной мере достигается с помощью гуманитарного
образования.
В трудах Д.И. Менделеева, М.В. Ломоносова и других отечественных классиков
органично переплетаются самая высокая наука и нравственность, духовность. Наука вообще
является одним из высочайших проявлений человеческого духа. Духовность без научности
также ущербна, как и научность без духовности.
На вопрос студентам старших курсов: часто ли Вам удавалось побеседовать с
преподавателями «по душам» (о жизни, о проблемах учебы, об увлечениях, о политике и т.
п.)? Ответ стандартный – не часто! Ни в процессе занятий, ни после занятий. Как правило,
все быстро расходятся или в силу быстрого наступления очередного занятия, или у
преподавателя уже другие заботы. На такой же вопрос преподавателям – ответ еще более
уклончив: ныне пошел особый прагматичного направления студент, сам он не проявляет
инициативы для откровенной беседы, а навязывать ему свое мировоззрение – обычно имеет
малый эффект.
А ведь такие вопросы возникают далеко не случайно: именно такие взаимоотношения
преподавателя со студентами и студентов с преподавателями составляют стержень, основу
неформального общения. Во многом именно через общение со студентами устанавливается
доверие студента к преподавателю, формируется желание обратиться к нему за советом или
с просьбой.
В связи с этим предлагается восстановить институт кураторов, обновив соответственно
духу времени его содержание. Из прежнего арсенала форм воспитательной работы именно
кураторство может дать эффект достижения единства обучения и воспитания. Нельзя
оставить студентов, особенно первых курсов, без наставнического внимания.
Молодые люди во все времена, а современные в особенности, не могут и не обязаны
дублировать нас ни в чем, особенно в их личной жизни (мода, музыка, прически, отношение
к сексу, политике). Не будет у нас уважения, терпимости в этом плане – не будет и диалога,
взаимопонимания, быть не такими, как мы, не значит быть хуже нас.
Всё или почти всё, что мы можем явить сегодня в сфере духовно-нравственного влияния
на студенческую молодежь – это дать им живой, наглядный личный пример. Пример
нравственного благородства, честности и принципиальности в учебном процессе, в общении
со студентами и коллегами на кафедре, в лаборатории, в клинике, в палате больных – вот что
еще может убедить студента, вот чем еще можно повлиять на его ум и сердце. Полагаю, что
сегодня следует ориентировать студентов на образ преподавателя, который верит в свои
собственные силы и возможности и намерен утвердить себя в жизни не за счет спонсорской
благотворительности и попечительства, а собственной деловой активностью, построенной на
честности, порядочности и ответственности за свои дела.
Сейчас академия переживает очень ответственный момент в ее жизни, Предстоит избрать
ректора академии. Неожиданно занять кресло ректора изъявило много претендентов.
Конференцией Совета трудового коллектива разработано и утверждено Положение, где
обозначены требования, которым должен отвечать претендент. Пункт второй этого
Положения гласит: впервые к конкурсу на замещение должности ректора ОГМА допускается
гражданин РФ. являющийся штатным сотрудником академии в возрасте не старше 60 лет на
день выборов, имеющий высшее медицинское образование, ученую степень доктора
медицинских наук и ученое звание профессора, а также имеющий опыт преподавательской и
организационной работы не менее 5 лет в должности не ниже зав. кафедрой. Это достаточно
высокие требования. Однако в этих требованиях опущено еще одно очень важное условие.
Претендент должен обладать высокими нравственными качествами; Хотелось бы во главе
академии иметь ректора честного, порядочного, обладающего организаторскими качествами,