Теперь уже стало ясно, что время отрицания воспитания как важнейшей задачи
образования прошло. И высшая медицинская школа должна сама найти формы и методы
нравственного воспитания, адекватные современной действительности.
Учитывая исключительную важность принципа единства обучения и воспитания, можно
высказать лишь некоторые суждения о путях разрешения проблемы воспитания в нашей
академии, т. к. проблема является гораздо шире и не укладывается в рамки одного вуза. Да,
сегодня трудно молодому человеку противостоять потоку озлобленности, цинизма и эгоизма.
В нынешней душной атмосфере распада прежних идеалов, анемии .нравственного
самосознания, жертвами неизбежно и в первую очередь становятся молодые люди,
Учитывая, что обучение и воспитание неразрывно, то главной фигурой воспитания
является, прежде всего, преподаватель, ведущий обучение студента, независимо от
должности, ученой степени и звания. К сожалению не все преподаватели считают это своей
обязанностью. На их взгляд, этим должны заниматься работники деканатов, учебной части.
Какие же принципы можно положить в основу воспитательной работы со студентами в
нынешних условиях идеологической путаницы. Начать, на наш взгляд, надо с выявления
преподавателей, положительно относящихся к проведению воспитательной работы среди
студентов. К счастью, большинство преподавателей нашей академии к такой работе
относится с одобрением, хотя есть и такие, которые придерживались и придерживаются
ортодоксального мнения: «Студент уже взрослый человек и его не надо воспитывать. Он
осознанно пришел в ВУЗ получить профессию врача, и главное в работе преподавателя –
высокий уровень профессионального обучения».
Многие преподаватели считают, что воспитание нравственности достигается личным
отношением к своей работе и в меньшей степени беседы на нравственные темы. Иначе
говоря, в сфере духовно-нравственного влияния на студенческую, молодежь главным
является живой, наглядный личный пример преподавателя.
Пример нравственного благородства, трудолюбия, честности и принципиальности в
учебном процессе в отношении со студентами, и коллегами на кафедре, в лаборатории, в
клинике, в палате больных – вот что еще может убедить студента, вот чем еще можно
повлиять на его ум и сердце.
Если преподаватель, наставник, учитель по-прежнему проникнут сознанием как можно
лучше, своевременно оказать пациенту высококвалифицированную медицинскую помощь,
независимо от его материального положения в обществе, независимо рт его отношения к
религии, его национальности, гражданства и политических взглядов, то такое отношение
врача к больному не только обучает, но и воспитывает высоконравственные чувства у
студента.
Но... если преподаватель (врач) видит в больном человеке только источник своего
материального обогащения, если он лучше, больше окажет медицинской помощи больному
за большую плату, значит преподаватель (наставник) показывает пример безнравственного
отношения к больному и обучающемуся у него студенту.
Сегодня, как и во все времена, именно российская интеллигенция должна возродить
высокие национальные идеалы, выражающие интересы Отечества, связывающие разные
поколения, дающие смысл жизни.
Но вопрос: «Кто должен заниматься воспитательной работой со студентами?» Было время
– говорили – комсомол! Теперь его нет! Партия? – теперь и этого в вузах нет. Получается,
сейчас никто не отвечает за этот важнейший, неразрывный процесс обучения и воспитания.
Нам нужно вернуть наших студентов к здоровой духовной жизни, где добро – это добро, а
зло – это зло, истина разительно отличается от лжи, если она не утоплена в полуправде.
Сегодня особенно понятно, как важно изучать не только влияние материальных факторов на
духовные качества человека (классическое: бытие определяет сознание), но и обратное –