Стр. 116 - 2

Упрощенная HTML-версия

больше овладевают «бесы» бездуховной, безнравственной сегодняшней нашей
действительности с ее аферным бизнесом, правовым беспределом, сексуальной
вседозволенностью, культом насилия и порнографии. И на таком фоне – отрицание
идеологии предшествующего периода. В стремлении стать якобы вне политики мы дошли до
отрицания воспитания как важнейшей задачи высшей школы. А если учесть, что сегодня
пришло поколение, во многом утратившее связь с прошлым, дезориентированное, всеядное,
лишенное святынь, патриотических чувств, деидеологизированное, то роль воспитательной
работы в десять раз ценнее в процессе обучения в вузе».
Известный омский поэт Владимир Макаров о первых демократических преобразованиях в
России писал:
Растает страшным сном вся ельцинская рать,
И воровская рассосется братия,
Но минимум сто лет Россию будет рвать
От одного лишь слова – «демократия».
«Конечно, большинство преподавателей нашей академии сохранило ответственное
отношение к воспитательной работе; но свобода выбора поставила некоторых педагогов в
тупик, а отсутствие установок сверху, провозглашенная деидеологизация породили смятение
в умах педагогов, полный отказ от воспитательной работы в группах. Вместе с тем,
воспитание в семье, в школе, институте, университете в ряде стран (прежде всегов Америке)
жестко идеологизировано. Национальный флаг на каждом доме, в каждом офисе, в каждом
колледже, университете. И с каким нескрываемым патриотическим чувством совершаются
официальные ритуалы поднятия государственного флага, исполнение государственного
гимна. В одном из мексиканских колледжей, автору этих строк было разрешено (как
иностранцу) присутствовать на такой торжественной процедуре. И было приятно видеть у
некоторых участников (студентов этого, колледжа) слезы на глазах при исполнении
государственного гимна. В эти минуты человек чувствует себя гражданином своей страны. В
эти минуты происходит единение гражданина со своей страной! А ведь и нам есть, чем
гордиться!
Мы часто произносим, обращаясь к родному ВУЗу: «А1mа Маtег», что означает, как
известно, щедро дающая духовную пищу. Но сегодня со всей остротой мы можем поставить
вопрос: «Так ли мы щедры на духовную пищу для своих воспитанников?» Да и слово-то это
– «воспитанник» – почти исчезло из нашего лексикона. А ведь великий Владимир Даль
отмечал, что образование –есть образование ума и образование нравственности. С
воспитания начинается формирование человека не только разумного, но и совестливого.
Мы должны помнить, что не хлебом единым жив человек. В противном случае могут
оказаться пророческими слова В.В. Розанова, известного русского мыслителя: «При заботе
«о хлебе насущном» только померкнет совесть в людях и с. нею – сострадание, т. к.
невозможно этих чувств ни возвести «к хлебу», ни из «забот о нем» вывести».
Говорить о полном крахе данного звена воспитательной работы в нашей академии сейчас
еще нет оснований: у нас – студенческий театр «Агар», знаменитый ансамбль
«Вдохновение» и другие творческие и художественные объединения. Важно подчеркнуть не
просто их многолетнее существование, накопление творческих традиций, но и упомянуть,
что многие поколения студентов и сотрудников института прошли школу художественного
творчества, получили как бы второе образование.
К сожалению, сегодня эти формы
воспитания нравственности охватывают очень незначительную часть студентов и считаются
устаревшими, в недалеком прошлом сильно идеологизированными и поэтому должны быть
отброшены.