
LKT
Асклепий и искусство врачевания
Асклепий был важной фигурой в греческой мифологии, в которой он счи-
f
тался богом врачевания и медицины. Правда, в одних историях он является
\
I
человеком, а в других - богом. Его отцом был Аполлон, также занимавший-
И
ся вопросами врачевания, а матерью - простая женщина Коронида, которая
умерла то ли во время родов, то ли из-за козней Аполлона. Асклепия воспи-
О
тывал и обучал мудрый кентавр Хирон, мастер в области врачевания, кото
рый передал свои знания Асклепию.
Асклепий стал известным специалистом в хирургии, умеющим хорош о
пользоваться различными лекарственными средствами, зельями и целебными
заклинаниями. Одно сильнодействующее зелье, сделанное из крови змееволо
сых Горгон, чей взгляд превращал людей в камень, он получил от богини Афи-
ны. Это очень сильное средство могло исцелять и даже возвращать мертвых к
^ Л
жизни, однако в других ситуациях было смертельно опасным ядом.
Со временем Асклепий с его огромными знаниями и мастерством в области
врачевания стал широко известен, и его начали глубоко почитать. В качестве
своего символа он выбрал посох, обвитый змеей, который отражает двойствен-
ность работы врача: жизнь и смерть, болезни и здравие. Примерно в 350 г. до
^
н. э. благодаря последователям Асклепия возник его культ и стали создавать-
ся центры лечения, которые назывались асклепиями
(asclepeia).
Люди, обращавшиеся за помощью в эти центры, сначала проходили этап
очищения, пили воду из священного фонтана, а затем, надев специальную
одежду, проводили одну или несколько ночей в подземной камере. Там, как
ф
считалось, Асклепий раскрывал им метод лечения болезни, навевал пророчес
кие сны, а иногда исцеление наступало сразу после сна.
^ » "ч
Культ Асклепия свидетельствует об исторической связи между духовнос-
тью, религией и медициной. Искусство врачевания считалось священным, и
#
его приемы были секретными и передавались от отца к сыну. Медицина в этих
центрах с ее терапией во время сна также представляет собой раннюю форму
психологического лечения, предшествующую современной психологической
медицине.
СМ. ТАКЖЕ Психология Юнга (1913), Психотерапевтическая медицина (1993).
Храм Асклепия на вилле Боргезе (Рим, 2009).
2 8