Стр. 109 - 2

Упрощенная HTML-версия

109
таблицы, кинофильмы. Позже Р.И. Рудакова уделяла большое внимание
проектированию Областной детской инфекционной больницы, где должна быть
кафедра детских инфекций. Но плану не удалось сбыться. Проект остановлен на
неопределенное время.
Учебному процессу Роза Ивановна уделяла большое внимание. Перед каждой
лекцией, несмотря на большой опыт, она готовилась дома, в библиотеке и в
кабинете кафедры. Просматривала новые приказы, статьи, монографии, выписки
из историй болезни. Лаборанту давалось указание, какие таблицы и в какой
последовательности повесить для иллюстрации лекции. Учебные кинофильмы
показывали в течение 7–10 минут в конце лекции и они очень хорошо помогали
усвоению лекционного материала. Роза Ивановна читала громко, четко,
поставленным ораторским голосом, выделяя интонацией нужные моменты или
делая паузу. В лекции не было лишних слов, каждая фраза была необходимой.
Поэтому студенты посещали лекции очень охотно, многое запоминали, успевали
сделать достаточно полную запись.
Она никогда не опаздывала, была точна и требовала этого от других.
Несмотря на строгость, уважительно относилась к сотрудникам и студентам,
прислушивалась к их пожеланиям и просьбам.
Консультации больных были постоянной частью лечебной работы. Роза
Ивановна гордилась, что она врач. Знакомые, узнав, что нашим руководителем
кафедры является Рудакова Роза Ивановна, с каким-то восхищением смотрели на
нас. Они говорили, что Роза Ивановна лечила их родственников в стационаре и как
все больные хотели попасть именно в её палату.
Став профессором, заведующей кафедрой, она не утратила любовь к больным.
Мы всегда восхищались своим учителем, её умом и умением в необыкновенно
сложных врачебных ситуациях найти правильный тактический ход в плане лечения
и обследования больного. Коллеги и врачи учились у нее не только
профессионализму, но и общению с больными и их родителями.
Однажды во время осмотра профессором очень тяжелого ребенка в боксе
отделения, мать, устав от многомесячной болезни ребенка, мытарств по
больницам, почти грубо, отвернувшись, сквозь зубы отвечала на вопросы,
негативно встретила пришедших. Не помогли уговоры заведующей и лечащего
врача. Мы, стоящие рядом, не знали, как быть. Роза Ивановна, как будто ничего не
замечая, повернулась, присела рядом с матерью и, не пеняя на её поведение,
коснулась её руки и стала душевным, но твердым и уверенным голосом задавать
вопросы, по ходу одобряя действия матери по отношению к ребенку. Через 3–4
минуты это была уже другая мать. Она верила профессору, как себе, она
рассказывала и рассказывала, умоляя помочь, извинилась за свое поведение. Роза
Ивановна смотрела ребенка неоднократно, месяца через 2 они выписались с
выздоровлением.
Ее кандидатская и докторская диссертации были посвящены сальмонеллезу.
Обобщением данной большой работы стала монография «Сальмонеллез в
Западной Сибири», выпущенная совместно с заслуженным деятелем науки
РСФСР, профессором А.И. Кортевым, который был также научным консультантом
докторской диссертации. Под руководством Розы Ивановны были продолжены
научные исследования, касающиеся кишечных инфекций, по этой проблеме
успешно защищено 4 кандидатские диссертации. Как научный руководитель она
была требовательна и строга, контролировала, направляла, давала своевременные
советы. Научные исследования проводились в лабораториях кафедры, ЦНИЛе,
совместно с НИИ г. Москвы лично аспирантами, что позволяло им прекрасно
владеть собственным материалом, видеть ошибки, делать правильные выводы.