Стр. 9 - 2

Упрощенная HTML-версия

9
греч.
onychos
«ноготь»), – изготовляли инструменты для кровопусканий, а пластинки из
него применяли для лечения глазных болезней.
Лечебные свойства камней были известны древнему миру.
Считалось, например, что
сапфир лечит головную боль, изумруд – лихорадку, жемчуг – водянку. Порошки из
драгоценных и полудрагоценных камней использовали в своих рецептах древние
врачеватели Египта.
По свидетельству древнегреческого историка Геродота, в Египте было много болезней, и
каждый врач занимался лечением только одного какого-либо недуга: «Так, есть врачи по
глазным болезням, болезням головы, зубов, чрева и внутренним болезням….и вся
египетская страна полна врачей». По словам Плиния, Египет изобиловал болезнями и
каждый врач имел свою специальность и лечил только один род болезней. Готовили
врачей в школах, созданных при храмах, в которых жрецы обучали искусству. Без
предварительной молитвы конкретному божеству врач не приступал к лечению. Качество
обучения выражалось в том, что египетское врачебное искусство славилось и в других
древних странах, в которых не было специально подготовленных врачей. Например, в
библейских текстах упомянуто, что египетские врачи были слугами в знатных семьях (как
сказано в Бытие 50:2 «Иосиф повелел слугам своим, врачам, бальзамировать отца его»);
персидские цари Кир и Дарий пользовались помощью египетских врачей. Врачебное
искусство было знакомо и Древнему Израилю. В то время врачевание состояло большей
частью в употреблении наружных лекарственных средств. Раны очищались, смягчались
елеем и обвязывались; для лечения использовался также бальзам – благоухающая и
целебная смола, о которой упоминается в некоторых ветхозаветных книгах Библии
(Бытие, книга пророка Иеремии, Песни Песней). Бальзам добывался из бальзамовых
кустов, произраставших в изобилии в те времена в Иудее (после правления царя Соломона
государство Израиль, пользовавшееся значительным авторитетом в древнем мире, было
разделено на Иудею и Израиль) и особенно в Галааде. Натуральный бальзам добывался из
Balsam-odendron Opabalsamus
и
Bals. Gileodense
. Это растение имеет вид небольшого
деревца или куста с раскидистыми ветвями, покрытыми трехлепестковыми листьями;
цветки белого цвета, четырехлепестные, ягоды – величиною с горошину. Из серой
гладкой коры сочится сама по себе смола светло-желтого цвета, горькая на вкус, с
необыкновенно приятным запахом, напоминающим лимон или розмарин. Этот бальзам
употреблялся на Востоке как лекарство от ран, укуса змей и внутренних болезней.
В Вавилоне, по свидетельству того же Геродота, «страдающих каким-либо недугом они
выносят на рынок (у них ведь нет врачей). Прохожие дают больному советы о его болезни
(если кто-нибудь из них или сам страдал подобным недугом, или видел его у кого
другого). Затем прохожие советуют больному и объясняют, как сами они исцелились от
подобного недуга или видели исцеление других. Молча проходить мимо больного
человека у них запрещено: каждый должен спрашивать, в чем его недуг». Некоторые
сведения о достижениях врачевания древнейших цивилизаций сохранились в вавилонских
клинописных записях и в древнеиндийских ведах, в египетских папирусах и китайских
иероглифических рукописях, доступных только специалистам. Но они лишь
подтверждают информацию, собранную воедино в книгах Библии, в одной из которых,
неканонической, включенной в Септуагинту (древнегреческий перевод Ветхого Завета)
говорится о врачевании (врачевание предполагало знание и прменение лекарственных
средств) как одной из немногих профессий, к которой рекомендуется почтительное
отношение. Это – книга Иисуса, сына Сирахова, внук которого перевел ее на современный
ему греческий язык: «Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его,
и от Вышнего – врачевание. Знание врача возвысит его голову и между вельможами он
будет в почете. Господь создал из земли врачества и благоразумный человек не будет
пренебрегать ими… …ими Он врачует человека и уничтожает болезнь его.
Приготовляющий лекарства делает из них смесь, и занятия его не оканчиваются, и чрез