Стр. 8 - 2

Упрощенная HTML-версия

8
и оставила на берегу «нести вахту»: предупреждать путников о топких болотистых
местах. Горько плакала от тоски русалка и превратилась в красивое растение, которое
стало исцелять от многих болезней. О Волхове напоминает и другое русское предание.
Царица любила молодого купца Садко, но ему больше нравилась простая деревенская
девушка. Много горьких слез пролила царица. Когда они падали на землю, то
превращались в ароматные серебристые цветы – ландыши.
Учения древних переходили от племени к племени, от народа к народу. При этом что-то
утрачивалось, а то, что было недоступным для понимания – заменялось понятным для
данной культуры представлением, либо – относилось к области сверхестественного. Так,
например, представление об удивительных лекарствах, спасающих от болезней и
старости, дошло до нашего времени в сказках о живой воде, о молодильных яблоках, о
кипящих котлах, искупавшись в которых, старик становился юношей.
Древнеиндийские ведийские тексты рекомендовали в случае болезни или ранения
обращаться к богам – небесным врачевателям. Это Индра — бог грозы, дарующий дождь;
Рудра – владыка лекарственных трав; близнецы Ашвины – боги-врачеватели; Агни – бог
огня и возрождающейся жизни. Особое место среди них принадлежит Варуне – «владыке
вод». Именно он был «хранителем небесного равновесия и порядка» и карал болезнями за
нарушение этого порядка не только людей, но также животных и растения. Считалось, что
подобно Эа, покровителю искусства врачевания у древних шумеров, Варуна обитал в
глубинах вод. С водой жители Древнего Востока связывали представление об очищении,
внутреннем и внешнем. Вода была универсальным лекарством, особенно дождевая вода и
роса, которые у многих народов считались посланными с неба и наделялись
животворящей силой. Исцеляющей силой наделялся также огонь, с которым был связан
древнегреческий миф о Прометее, также как и остальные мифы Древней Греции,
имеющий корни в религиях Древнего Востока..
Или, переработанный народным сознанием древнегреческий миф о волшебнице Медее,
пришедший из древнейшей Мидии, которая могла превратить старого человека в юношу с
помощью зелья, сваренного в большом медном котле. После того, как она погрузила в
кипящий котел барана, он выпрыгнул оттуда резвым ягненком. В русском варианте – это
всем известная, записанная Ершовым, сказка о Коньке-горбунке.
Древние культуры контактировали между собой посредством торговли, переселений
завоеванных народов, странствовавших в каких-либо целях единичных представителей
народа, династических браков и т.п. Все это служило средствами информации о другой
культуре. Например, из Индии купцы привозили вместе с другим товаром пряности,
лечебные травы, восточные лекарства животного происхождения, наиболее известными из
которых были индийский мускус и бобровая струя. Врачевали также с помощью
благовоний – мирры, ладана, нескольких видов индийского алоэ и пахучих магнолий.
Тверской купец Афанасий Никитин в своих путевых заметках об Индии «Хождение за три
моря» (вторая половина XV в.) упоминает множество пряностей и лекарственных
растений – шафран, имбирь, корицу, гвоздику и другие, а также берилл – увеличительный
прибор для глаз. Из берилла, прозрачного минерала, шлифовали линзы для
увеличительных стекол и очков, зрительных трубок и оптических приборов.
Многочисленные драгоценные и полудрагоценные индийские камни также находили свое
применение: порошок из граната хирурги применяли для обработки гнойных ран и при
лечении некоторых видов язв. Агат служил материалом для перевозки и хранения
лекарств и благовоний. Из него делали аптекарские ступки и лекарственные сундучки.
Порошок из него считался одним из лучших лечебных средств для лечения ран и язв от
укусов, в том числе змеи, скорпиона и человека. Для изготовления лечебных мазей
порошок, полученный из минералов, часто смешивали с медом. Из разновидности агата –
оникса, названному так благодаря своему слоистому строению, напоминающему ноготь (с