Стр. 4 - 2

Упрощенная HTML-версия

4
ПРЕДИСЛОВИЕ
«Вхождение» в профессию начинается с освоения ее языка. Для представителей каждого
типа профессий необходим определённый комплекс личностных особенностей, которые
способствуют успешному освоению и последующему осуществлению профессиональной
деятельности. В свою очередь, любая профессия, как вид деятельности, предъявляют к
человеку определённые требования, накладывающие специфический отпечаток на весь
образ жизни специалиста, весь его облик. И сама профессиональная деятельность
способствует не только проявлению определенных свойств и качеств в человеке, но и
формирует профессиональные черты личности, которые оказываются в прямой
зависимости от особенностей профессии. Обычно их называют профессионально
значимыми качествами, и чаще всего они являются полипрофессиональными, хотя могут
иметь своё конкретное содержание для каждой отдельной специальности.
Выделение речевой компетентности как профессионального качества будущего
специалиста в качестве цели обучения латинскому языку обусловлено особенностями
современного образовательного процесса, осуществляющегося на фоне активных
процессов в жизни общества и выдвигающего проблему подготовки специалистов
качественно иного уровня, способных нести
личную ответственность
как за собственное
благополучие, так и за благополучие общества. Цель – одна из центральных
образовательных категорий. Цель в значительной степени определяет общий результат
обучения и эффективность учебных действий.
Итак, что же такое «речевая компетентность»?
Речевая компетентность - это
профессиональное качество, регулирующее профессиональную речь специалиста и
определяющее её направленность, адекватность употребления речевых средств и
индивидуальное своеобразие.
Иными словами, будущий фармацевт должен знать: ЧТО
говорит (значение слова), КАК говорит (интонация, поза, жесты, мимика), ЗАЧЕМ
говорит (цель высказывания: информация, ознакомление, утешение, сообщение и пр.) и
КОМУ говорит (коллеги, врачи, клиенты, чаще всего, это – страдающие от какого-либо
недуга люди). Для провизоров важно адекватное восприятие наименований
лекарственных средств, а также названий болезней, т.к. сотрудничая с врачом в процессе
восстановления здоровья пациента, терминологическая грамотность провизора – один из
важнейших показателей профессиональной компетентности – способствует повышению
уровня общего медицинского обслуживания населения. В противном случае,
некомпетентность как врачей, так и провизоров, может привести к так называемым
«ошибкам». Такую ошибку нельзя «переписать» или «зачеркнуть», поскольку эта ошибка
касается живого человека и влечет за собой риск утраты жизни и здоровья нуждающегося
в помощи пациента, а также благополучия его близких.
Если соотнести ведущие составляющие профессиональной деятельности провизора, с
содержанием речевой компетентности, то можно увидеть возможности латинского языка,
способствующего ее формированию:
-когнитивная (лат.
cognitio
познание от греч.
gnosis
знание) составляющая, включающая
фармацевтическое и медицинское знание и умение его использовать. Фармацевтическое и
медицинское знание отражено в системе терминов. Работа над усвоением знания
содержания терминов, их этимологии, позволяет развивать способности к анализу,
синтезу, сравнению, обобщению, абстрагированию (т.е. необходимые мыслительные
способности будущего провизора) и закладывает фундамент к освоению
фармацевтической науки;
-коммуникативная составляющая, отражающаяся в знании смысла фармацевтических и
медицинских терминов и их осознанное употребление в общении с коллегами, врачами и
клиентами, а также осмысленное восприятие речи партнера по общению.