Стр. 18 - 2

Упрощенная HTML-версия

18
«любовь к мудрости Божьей». По возвращении в Кротон он основал школу, получившую
известность в Элладе. Геродот, родившийся, спустя десятилетия после его смерти, назвал
его «величайшим эллинским мудрецом» в IV книге своей «Истории», оказавшим влияние
на становление древнегреческой философии, психологии и медицины. Аристотель, сын
врача и сам врач, анализирует в «Метафизике» учение Эмпедокла ученого, жреца,
государственного деятеля, врача, основавшего сицилийскую школу врачевания в V веке
до н.э., и др. Таким образом, в древней традиции медицины лежало размышление,
включающее определенные мыслительные операции (наблюдение, анализ, синтез,
сравнение, абстрагирование), приводящие к определенным выводам, например, об
использовании того или иного лекарственного средства в каждом конкретном случае
заболевания (на чем настаивали древние врачеватели. Каждый врач имел свои запасы
лекарственного сырья, которые хранились в специально отведенном для этой цели
помещении, называемом
apothekе
(отсюда – аптека). В этих помещениях врач готовил
лекарства, отпускаемые для обслуживаемых им больных. Разнообразными были способы
и материалы для приготовления лекарств. В «Гиппократовом сборнике» («Corpus
Hippocraticum») имеются довольно подробные описания технологии приготовления
сложных лекарств, указаны количества ингредиентов, приведены способы дозирования
отдельных препаратов. По сути, это был прообраз современного рецепта.
Способы формирования медико-фармацевтической терминологии
Если Вы внимательно прочитаете терминоэлементы, представленные в Приложении, то
увидите, что большинство их взято из обыденной жизни человека. Таким образом, язык
медицины – орудие, «выкованное» из повседневного языка, при помощи которого
профессионал овладевает предметом специального знания. Древнегреческое врачевание,
впитавшее в себя опыт и знания древних цивилизаций, достигло наибольшей степени
самостоятельности как область профессионального знания к III веку до н.э. С
«Гиппократова сборника» («Corpus Hippocraticum»), куда вошли сочинения не только
Гиппократа и его учеников, но и врачей, представлявших иные направления
древнегреческой медицины, фактически начинается история европейской медицины и
процесса формирования медицинской терминологии.
Итак, что же такое «термин»? Значение этого слова позволит раскрыть его
этимологическая интерпретация в социокультурном аспекте. Латинское
terminus
, i
«пограничный знак, межа; граница; конец; конечная цель» происходит от
древнегреческого эквивалента
terma
, корень которого
ter,
означает «перешагивать,
достигать цели, которая по ту сторону». В греческом языке слово «термин» означало
«борозда», а затем – «граница». В историческом плане термин, т.е. граница, межа, означал
первоначальное право на собственность и являлся понятием и установлением правовым.
Запрет на овладение чужой собственностью, также как почтительное отношение к
предкам, установившим границы владения («Никогда не передвигай древнюю межу,
установленную твоими предками» (Притчи 21: 28), «Никогда не сдвигай старую межу и
не отнимай землю у сирот. Господь будет против тебя. Он могуществен и защищает
сирот» (Притчи 23: 10-11)), нашел свое выражение в одной из десяти заповедей,
записанных в Библии: «Не желай жены ближнего своего, не желай ни дома его, ни земли,
ни слуг его и служанок, ни волов его, ни ослов, не желай ничего, что принадлежит
ближнему твоему» (Второзаконие 5: 21). Нарушение любой из заповедей влекло
наказание до четвертого поколения того, кто преступает закон. Таким образом,
первоначальное право на собственность обеспечивалось законами, данными Богом, связь
с которым осуществлялась посредством молитвы, которая есть беседа сердца с Богом,
выражаемая как словесно, так и без слов.
У языческих народов также существовало право собственности, которое обусловило
появление специального обряда. Каждое владение должно было быть окруженным, как и
дом, оградою, которая его отчетливо отделяла от владений других семейств. У древних