Стр. 139 - 2

Упрощенная HTML-версия

139
139
форма, строение, образование)
-
plegia (plege
удар)
удар, паралич (органа, части тела)
ergo-, -ergia, -urgia (ergon
дело,
работа, действие)
относящийся к работе; деятельность
aetio
- (
aetia
причина)
относящийся к причине (например, болезни)
-
gnosis, gnosia
знание; способность познавать, знать
-
mnesis (
память)
, -ia
относящийся к памяти
-phren-,
-phrenia
(phren:
грудобрюшная
преграда
диафрагма;
в
древности:
средоточие душевных свойств,
ум)
относящийся к душевным свойствам, уму
psycho-, -psychia (psyche
душа)
относящийся к душевным свойствам, к
сознанию
phobo-, -phobia
боязнь, страх
philo-, -philia (phileo
иметь
дружеское расположение,
склонность)
склонность, предрасположение к чему-либо
tropo-, -tropia
направленность; действующий на что-либо
Терминоэлемент
philo-, -philia
часто переводят словом любовь. В медицинскую
терминологию оно перешло из повседневной речи. В древнегреческом языке
существовало, в отличие от славянского, три основных слова, определяющих
взаимоотношения людей. Это:
- έρως
eros
«страсть», персонифицированную в Эроте - персонаже древнегреческой
мифологии - своенравном порхающем божестве, которое, по Плутарху, не выказывает
никакого уважения ни к возрасту, ни к положению и пускает во все стороны свои стрелы,
бездумно поджигая сердца своими ужасными факелами. Римляне назвали это божество
Амуром от
amor
«страсть, томление, сильное влечение», употребляемое для обозначения
чувственного наслаждения;
- φιλια
philia
«склонность, дружеское расположение, привязанность» от φίλος «милый,
дорогой». Это слово употреблялось Аристотелем в «Никомаховой этике» для обозначения
отношений между близкими людьми, объединенных одной идеей «блага», которое может
стать основой социального устройства. Аристотель, как бы продолжая платоновскую
идею «блага», изложенную в «Государстве», которое является «причиной только
правильного образа действий», соотносит благо со счастьем, называя его результатом
«определенного качества деятельности души в полноте добродетели». Добродетель, как
причина и цель деятельностей, определяет благополучие общества. Таким образом,
социально детерминированная «филия», по Аристотелю, определяет «главное в жизни» -
различные деятельности, влияющие как на окружающих людей, так и на потомков
человека. С филией соотносится латинское socialis «общественный, дружеский,
находящийся в ближайшем окружении». В русском языке «общество», «общественный»,
общий и т.д. имеют корень -общ- имеющий значение единения, согласия, принадлежности
всем, взаимосвязи. Таким образом, исходя из этимологии слова «общество», понятие
общества имеет смысл объединения близких людей. Объединения людей происходят на
основе различных интересов: профессиональных, духовных и т.д. То есть общество
начинается с конкретного человека, объединенного с другими людьми посредством
семейных связей, дружеских, профессиональных. Прочность этих связей зависит, прежде
всего, от духовного родства, начинающегося с симпатии (
sympathia
в переводе с греч.-
совместное чувствование) – душевного состояния влечения, перерастающей в «филию» к
другому. И здесь возникает проблема «другого», отличного от «меня», разрешение
которой зависит от основания «я-позиции» каждого участника выстраиваемых