12
традиции), заговоры-обращения и заговоры-заклинания (в языческих культурах), а также
соответствующие лечебные средства, знания о которых передавались из поколения в
поколения, а также приобретались опытным путем. Следует здесь уточнить, что во
времена Ветхого Завета болезнь воспринималась как образ греха, чем и объясняется
разница в подходах к лечению, приготовлению и использованию лечебных средств.
(Этимон слова grĕхъ в старославянском языке выражал «жжение совести», что
соответствует библейскому значению «терзание души, вследствие: вражды против Бога;
преступления против Его закона». Возможно, это понятие было привнесено выходцами из
Палестины в архаичную культуру древней Эллады, что проявилось в древнегреческой
традиции, сравнивающей болезнь с войной, боль выступала признаком состояния,
характеризующимся отсутствием целостности, обусловленной какой-либо причиной.
Гомер использовал для этого слова άμαρτία, άμάρτημα «ошибка, вина, проступок» для
обозначения «потери цели», когда воин не в состоянии был поразить врага своим копьем,
Фукидид – для обозначения потери верного пути.) Если люди знали и верили в Единого
Бога, Творца всего видимого и невидимого мира, то они и действовали в соответствии с
этой верой, исследуя растительный, животный и неорганическй мир для рационального
выделения из него лекарственных средств. Тогда как люди, поклоняющиеся творению
(звездам, планетам, деревьям, огню, воде и пр.) и обожествляя его, наделяли источники
лекарственных средств некой мистической силой, что наблюдается и поныне.
Это явление нашло отражение в народном языке, известном под именем «Панацеи», когда
вдруг появляется какое-либо «новое» лекарство «от всего». Панацея или Панакея была, в
соответствии с древнегреческой мифологией, дочерью Асклепия – бога врачебного
искусства и
сына Аполлона (египетского Тота-Гермеса), врача богов. Сыновья и дочери
Асклепия олицетворяли различные аспекты врачебного искусства – лекарственное
лечение (Панакея), хирургию (Махаон), исцеление от внутренних болезней (Подалирий),
магическое врачевание (Телесфор) и профилактическую медицину (Гигея и Огле). Все
они, согласно мифам, обучались медицине у своего отца
Асклепия. Считается, что
прообразом бога-целителя Асклепия, культ которого сложился в VII в. до н.э., был царь
Фессалии и прославленный врачеватель Асклепий. Он жил во время Троянской войны
(XII в. до н.э.), о нем и его сыновьях, героях-военачальниках и искусных врачах,
упоминает Гомер в «Илиаде». Махаон и Подалирий: «славные оба врачи, Асклепия
мудрые дети». Махаон, «бессмертным подобный», был военным хирургом, который смог
сначала вынуть из раны стрелу, хотя «заостренные зубья обратно ее не пускали», а потом
вылечить рану: «Стоит многих людей один врачеватель искусный: Вырежет он и стрелу, и
рану присыплет лекарством». Подалирий прославился диагностикой и врачеванием
внутренних болезней, он поставил правильный диагноз заболевшему безумием Аяксу по
его блестящим глазам и беспокойству. Выучившись, Асклепий лечил болезни втиранием
мазей, освежающими напитками и священными песнопениями, которые сопровождали не
только прием лекарств, но и сам процесс их приготовления. Эти традиции надолго
остались в греческой медицине. Греки приписывали Асклепию изобретение лечения
музыкой посредством воздействия разнообразными мелодиями на настроение и
самочувствие человека. Греческие мифы рассказывают о чарующей музыке Орфея.
Слушая звуки его кифары, люди и боги забывали о своих несчастьях. Сохранились
свидетельства о применении музыки греческими врачами, последователями Пифагора,
для усмирения боли и гнева. Успокаивающее действие музыки во время обострения
душевных болезней использовалось и в более древних культурах: так, например, когда
израильского царя Саула мучил душевный недуг, Давид (будущий царь Израиля) играл на
лире для облегчения его страданий. По преданию, Асклепий достиг такого совершенства в
своем искусстве, что даже стал воскрешать мертвых, похищая их у Аида. От богини
Афины он получил в дар особое лекарство – кровь Медузы-Горгоны; кровь из вен левой
стороны была целебной, а из правой – губительной для человека. Аид, бог подземного