Стр. 70 - 2

Упрощенная HTML-версия

70
B IV в., когда христианство стало во многих странах государственной религией,
появились «портретные» изображения Иисуса, сначала в виде юноши, а затем – мужчины с
бородой. По преданию младенца Христа и его Мать Марию писал евангелист Лука. Но ни
одного образа Богородицы древнее VI в. не сохранилось.Самые ранние известные её
изображения очень жизненны, содержат много земного, на некоторых она представлена с
распущенными волосами.
ТИПОЛОГИЯ СПАСИТЕЛЯ
Рассмотрим некоторые канонические типы, закрепившиеся в нашей иконографии. В
образах Спаса подчёркивалось единство божественного и человеческого, та духовная высота
и сила, которую может обрести освобождённая от греха и зла человеческая личность.
1. Спас Нерукотворный.
Этот образ, согласно легенде, был создан по воле самого
Иисуса: чудесный отпечаток его лица на платке, взглянув на который эдесский царь Авгарь
излечился от проказы. На иконе изображали зрелого мужа с длинными волосами и
небольшой, слегка раздвоённой бородой, с благородными чертами лика, как считалось,
исторически достоверными.
Огромные тёмные глаза были обращены или чуть в сторону (знак самоуглублённого
покоя, в котором постигалось недоступное) или прямо к стоящему перед иконой, проникая в
глубины души (требование от человека духовной работы, созидания нравственного идеала).
По обеим сторонам от головы расположены буквы IC XC – сокращённое обозначение имени
– Иисус Христос (Иисус в переводе с еврейского – Спаситель, Христос по-гречески –
помазанник, посланник Божий). Вокруг головы Спаса – круглый, чаще всего золотой, нимб
(символ вечного света), расчерченный крестом (крестная жертва), с греческими буквами на
перекрестии («вечно сущий»).
Идея иконы – помощь и защита, спасение страждущего человечества. На Руси её
часто помещали над вратами крепостей, на воинских стягах.
2. Спас Вседержитель (Пантократор)
Это поясное изображение Иисуса Христа с
Евангелием в левой руке – знаком принесённого им в мир учения, и благословляющей правой
рукой, десницей. Образ Христа наделялся божественной силой и величием. Здесь он демиург
(творец) и Всесильный Владыка мира, вершитель судеб, податель истины, во всём равный и
«единосущный» Богу Отцу. Пантократор олицетворял идею Ветхозаветной Троицы.
Изображался в куполах церквей и на иконах.
3. Спас на престоле
представлял Иисуса Христа, восседающего на троне, с
Евангелием в левой руке и благословляющей десницей. Это образ не просто Владыки Царя
царей, но грозного Судии, величавого и недоступного, который, «воссев на престол», будет
творить свой последний суд над миром. Напоминание о грядущем суде Спасителя – главная
идея данного типа. На открытой книге помещали текст закона, по которому будет судить
Владыка, и который указывал путь спасения: «Я свет всему миру, кто последует за Мной, не
будет ходить во тьме, но будет иметь жизнь вечную».
4. Спас в силах
повторял композицию «Спаса на престоле», но усложнял её
символическими знаками, указывавшими на полноту власти Иисуса над миром. Всё
изображение размещено на фоне пламенного прямоугольника (земля), в углах которого
представлены ангел, лев, телец и орёл – символы евангелистов Матвея, Марка, Луки и
Иоанна, несущих всем концам Вселенной весть о Спасителе и о его грядущем суде. Внутри
прямоугольника – голубой или зелёный овал (небо), заполненный таинственными небесными
силами, шестикрылыми серафимами и четырёхкрылыми херувимами, а также
расположенными у подножия трона ангелами-престолами в виде алых крылатых колец с