69
Исторический жанр
проник в икону из книжной миниатюры в XV в. Он включал в
себя моменты из истории государства и церкви. Такие сюжеты, как «Битва новгородцев с
суздальцами», «Церковь воинствующая», «Седьмой Вселенский собор», «Насаждение древа
государства Российского» (или «Древо государства Московского») вплотную подходят к
светскому искусству. Это не столько иконы, как моленные образы, сколько картины с
развитой идеологической концепцией. Эти произведения передавали жизненное ощущение
людской толпы и войска, конкретные образы многих князей, царей и священников, ход битвы
и триумф русской государственности, живое чувство природы с её реальным пространством
и введение реального времени.
Исторический жанр стремился к овладению реальной действительностью, к
конкретизации места и времени событий, развитию действия во времени. Но он не
освободился совсем от элементов догматики и символизма: условный фон, изображение
войска традиционной «горкой», совмещение разновременных событий.
Жанровая дифференциация средневекового искусства была довольно сложной,
между отдельными жанрами были переходные (такие, например, как лирико-догматический,
гимнографический), многие произведения характеризовались многожанровостью (например,
двужанровым можно считать житийный жанр). В каждом случае особенности иконописного
канона проявлялись по-разному. Следовательно, он не был общезначимым.
ИКОНОГРАФИЧЕСКИЕ ТИПЫ ИИСУСА ХРИСТА И
БОГОМАТЕРИ
Под
иконографическим
типом
понимают
исторически
сложившееся
канонизированное изображение того или иного образа или сюжета, связанного с
христианской легендой. Персональная типология святого включала множество
разнообразных изводов, чтобы раскрыть различные грани его личности и символически
выразить определённые богословские идеи, осмысляющие его роль в спасительной миссии
Христа, в истории спасения человечества.
Главные персонажи церковного искусства – Иисус Христос и Богородица. В
византийской и русской иконографии Бог представлялся как грозный судия, а Богоматерь –
вечная заступница, способная смягчить гнев Божий. Но такое понимание образов не сразу
нашло адекватное художественное выражение.
В эпоху раннего христианства использовались аллегорические и символические
изображения Христа:
агнец
– жертвенное животное,
пеликан
– кормящий своих птенцов
собственной кровью, чтобы спасти их от смертельного дыхания змеи (античная легенда);
рыба
– по-гречески слово «ихтос» (рыба) состоит из первых букв выражения: Иисус Христос
Сын Божий Спаситель;
птица
– образ окрылённой души, духовного начала;
голубь
–
значение Духа Святого;
орёл
– символ воскресения;
якорь
– якорь души, дающий ей
безопасность и спасение в бушующем море жизни;
корабль
– образ Церкви Христовой (это и
ковчег Ноя, спасителя в водах всемирного потопа, это и ладья апостолов, спасённая Иисусом
во время шторма);
крест
– символ страданий Иисуса. Христа обозначали также
монограммами
в виде перекрещенных греческих букв «Х» и «Р» – , и буквами «А» и «
» –
«альфа» и «омега», ибо в «Апокалипсисе» сказано: «Я альфа и омега, начало и конец»
64
.
Кроме того, символами миссии Христа Спасителя были образы
Доброго Пастыря
– отрока с
посохом в руках и овцой на плечах, и
Орфея
, играющего на лире в окружении зверей.
64
См.: Бобров Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи.- Л., 1991.- Ч.П.- С.62-66.