67
выражались идеи подзащитности человека, равенства в общем предстоянии и идея
централизации.
Персональный жанр
имел единолично-моленный характер. Это были либо
моленные иконы, либо персонально-догматические изображения в храме (Спаситель в
куполе, святые на столбах и т.д.) Они представляли идеальный надмирный лик божества или
святого, взятый вне всякого действия, вне времени и пространства. Фигуры (одна или
несколько) изображались, главным образом, фронтально на абстрактном фоне, замкнутыми в
себе. Они торжественно-величественны, авторитарны. Жанр давал основное представление о
духовной возвышенности, надчеловечности божества. В зависимости от предназначения
образа его трактовка могла либо приближаться к воспроизведению идеала человека данной
эпохи, либо быть предельно отвлечённой, обобщённой. В образе-лике «отражалась
диалектика реального и фантастического, индивидуального и типического, жизненного и
богословского, а в конечном счёте – конкретного и абстрактного», «символическое единство
микрокосма и макрокосма»
61
.
В ХII в. заметна эволюция персонального жанра в сторону некоторой светскости
образов, портретных тенденций. Например, на икону Дмитрия Солунского из Дмитрова
спроецированы идеализированные черты князя (предположительно, Всеволода Большое
Гнездо) – борца за единство русских земель. Меч на коленях князя служил намёком на его
роль судьи и защитника подданных.
В ХШ в. усилилась абстрактность (краснофонная икона «Иоанн Лествичник,
Георгий и Власий»), а в XIV в. – психологизм, рост интереса к скрытой внутренней силе
образов («Св. Акакий» Феофана Грека), к подчёркнутому «интеллектуализму» лиц
(увеличение лба у святых), что было связано с повышением интереса к личности в русском
обществе. XV в. принёс новое понимание идеального образа и человека, и божества. Стали
больше цениться гармония духа и тела, нравственная цельность. Вершиной гармонии стали
образы Андрея Рублёва (например, его человечный «Спас» из Звенигородского чина),
которые не были замкнуты сами в себе, а раскрывали свои идеальные качества в соединении
с людьми. Именно в области персонального жанра были созданы произведения на уровне
высших достижений мирового искусства.
Богородичный лирико-догматический жанр
– это особая группа внутри
персонального жанра, в произведениях которой слились три начала – историческое,
догматическое и персональное. В этом жанре раскрыта тема Богоматери с реальным (не в
медальоне) младенцем на руках, он «содержит глубочайшую догматическую тему
воплощения от Богоматери Иисуса Христа, а также тему жертвенности божественным сыном
ради спасения людей»
62
.
Глубина в понимании образов достигалась за счёт показа их взаимодействия,
богатейших внутренних символических связей, передачи богатой гаммы чувств.
Абстрактным фоном подчёркивалась надисторичность группы, а отсутствием строгой
фронтальности – взаимоотношение фигур. Сцена приобретала характер большого
художественно-философского обобщения, воплощённого догмата.
Именно догматическая сущность жертвенности божественным сыном выражена в
изводах «Умиление» ХП – нач.XIV вв., в том числе знаменитой «Владимирской Богоматери»,
где скорбные глаза Марии смотрели не на младенца, а мимо него. Но в XIVв. появились
иконы (например, «Богоматерь Донская»), где мать смотрела на сына, любуясь им, что
свидетельствовало об усилении интимности земного, человеческого начала в искусстве. По
мере возвышения Москвы в XVв. излюбленным образом стала «Одигитрия» – образец
61
Вагнер Г.К. Указ.соч.- С.115.
62
Вагнер Г.К. Указ.соч.- С.117.