Стр. 6 - 2

Упрощенная HTML-версия

6
В фольклоре сохранился и образ амазонки Яги – предводительницы языгов-сарматов,
храброй, жестокой и коварной. Она "мчалась в ступе по воздуху, вела табуны коней, топтала
русскую землю", сжигала грады, разоряла, в полон угоняла жителей.
3
– так передавался
стремительный натиск врага.
О почитании воинской доблести у наших предков свидетельствует и арабский автор ХП в.:
когда рождался сын у славян, отец клал ему на живот меч и говорил: "Вот тебе наследство!"
Несмотря на многочисленные войны, сопровождавшие историю славян, этот народ не был ни
агрессивным, ни злым, а, наоборот, отличался дружелюбием и гостеприимством, хранил
древнюю простоту нравов. Купцы, ремесленники охотно посещали славян, среди которых не
было для них ни воров, ни разбойников.
Как и другие народы, на ранних стадиях развития древние славяне имели довольно жестокие
обычаи. Существовал обычай кровной мести, когда в случае убийства не только сам
преступник, но и весь его род ожидал гибели от детей убитого. Стоит вспомнить рассказ
летописи о том, как княгиня Ольга страшно и изощренно мстила древлянам за убийство ее
мужа, князя Игоря. Первое посольство древлян она велела живыми закопать в яме, второе
сожгла в бане, потом ее дружина перебила пять тысяч жителей древлянской столицы и, в
завершение, спалила город. Летописец не осуждает княгиню за эту ее жестокость, ведь в
языческой стране язычница Ольга по обычаю кровной мести просто обязана была так
поступить.
Когда семейство было большим, всякая мать имела право умертвить новорожденную дочь, но
не сына. В то же время дети могли умерщвлять старых и больных родителей, тягостных для
семьи и бесполезных для общины.
Впрочем, разные славянские племена отличались своими нравами. Поляне были
образованнее других, кротки и тихи, в их семьях царили мир и целомудрие. Древляне же
имели дикие обычаи, в ссорах убивали друг друга. Так же, как северяне, радимичи и вятичи,
они не знали ни целомудрия, ни брачных союзов. У них была примитивная форма брака –
умыкание девиц на игрищах, не было "стыденья" к снохам, сестрам и свояченицам,
обыкновенным было многоженство.
Многовековой житейский опыт и практика привели к накоплению у восточных славян
определенной суммы фактических знаний об окружающем мире, например, о методах
разведения культурных растений и о явлениях природы, влияющих на земледелие. Был
создан восточнославянский земледельческий календарь, в котором год делился на 12 лунных
ме6сяцев по 30 дней и заканчивался 25 декабря. Названия месяцев происходили от вида
сельскохозяйственных работ, проводимых в это время (частично они сохранились в
украинском и белорусском языках):
январь – сечень (рубка леса), просинец (просвет в облаках, "разгорание солнца");
февраль – бокогрей, сечень, снежен, лютый, вьюговей;
март – сухий (деревья сохнут на корню), березень, протальник, свистун, зимобор;
апрель – березозол (сжигание сухостоя), цветень, квитень, сеногон;
май – травень, травник, маковей, росеник, ранопашец;
июнь – кресень, изок (кузнечик), червень (красный), скопидом, хлеборост, млечень
(светлейший месяц года);
июль – липень, сеностав, страдник, жарник, косень;
август – серпень, жнивень, разносол, густоед, зарев (зарево), ленорост;
сентябрь – вересень (месяц молотьбы), ревун, хмурень, зоревник;
октябрь – грязник, листопад, жовтень, позимник, свадебник, хлебник, паздерник;
ноябрь – грудень (мерзлые комья), снеговец, листочной, курятник, чернотроп, зазимье;
3
Гобарев В.М. Русь до Рождества Христова.-М., 1996.-С.108.