Стр. 5 - 2

Упрощенная HTML-версия

5
было началом сложения Киевской Руси со своеобразной культурой, имевшей разный уровень
развития у народных масс и у дружинного слоя. Именно VI веком принято датировать начало
формирования русской культуры.
Таким образом, древнерусская народность складывалась в смешении нескольких этнических
потоков – славянского, балтийского, финно-угорского с заметным влиянием германского,
тюркского, северо-кавказского. И при этом на протяжении полутора тысяч лет, от сколотско-
скифских времен вплоть до Киевской Руси, обозначается устойчивое историческое ядро
восточного славянства в Среднем Поднепровье, на восточной окраине прародины древних
славян. Это был наиболее процветающий центр лесостепных племен.
КУЛЬТУРА ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН
В VI–IX вв. на Восточно-Европейской равнине шел процесс интенсивного развития
земледельческих народов. Пашенное земледелие вытесняло подсечное, выделялись
различные ремесла: литье, чекан, керамика, вышивка, тонкое мастерство эмалей, ювелирное
искусство. Русские люди умели делать сложные бронзовые амулеты и украшения: звездчатые
подвески, фибулы (пряжки), колты и гривны (серьги и ожерелья), осыпанные "зернью",
увитые сканью. В узоры этих изделий вплетались птичьи, звериные и человеческие фигуры –
славянский вариант скифского "звериного стиля". Но искуснее всего они были в обработке
дерева. Деревянными делали избы и хоромы, ворота и мосты, крепостные стены, а также
лодки, сани, телеги, различную домашнюю утварь и все это щедро украшали резьбой.
Завязывались тесные культурные связи с Византией, Востоком, Западной Европой. Усиленно
развивалась торговля. Найденные вклады арабских монет и рассказы арабских писателей
свидетельствуют, что она велась значительными капиталами. Славяне торговали хлебом,
медом, воском, шерстью, кожей, пушниной, а также рабами. К Х в. сложились определенные
формы и традиции торговых отношений, о чем свидетельствуют договоры, подписанные
князьями Олегом и Игорем с греками. До появления первого свода законов, "Русской
правды", складывалось законодательство. В договорах упоминалось о "Законе русском", по
которому жили славяне.
Уже в VII–VIII вв. у славян были города – Новгород, Полоцк, Смоленск, Ростов, Киев –
центры политической, культурной жизни, ремесленного производства и торговли. В
скандинавских сагах IX в. Древняя Русь называлась "Гардариком" – страной городов.
Формирующаяся культура Киевской Руси была городской.
В течение I тыс. н.э. у восточных славян распадался первобытно-общинный строй жизни:
древние патриархальные порядки уступали место рабству иноплеменников, появилась знать,
владевшая большими богатствами, землями, рабами и захватившая политическую власть. В
политической жизни Европы восточнославянские племена также играли далеко не
последнюю роль.
Славяне были отважными и искусными воинами. Восстановленная по курганным находкам
фигура северного восточнославянского воина выглядит следующим образом: на нем надет
ременной пояс, украшенный медными или серебряными бляхами, плащ закреплен на плече
фибулой, воин вооружен массивным однолезвийным мечом с фигурной рукояткой, копьем,
луком со стрелами. Ременная узда боевого коня, прикрепленная к железным удилам, также
украшена металлическими бляхами.
Народная память славян сохранила с древнейших времен имена мужественных и
талантливых военачальников и героев: богатырь Зорькин прославился в войне с кельтами в
V–IV вв. до н.э., витязь Искорка, братья Радим и Вятко – герои войны с сарматами; великие
воины-венеды, победители готов – Радегаст, и скифов – Сварожич, стали языческими богами.