Стр. 42 - 2

Упрощенная HTML-версия

42
охраняли привратники, и, чтобы пройти туда, надо было заплатить им выкуп. Отсюда пошел
обычай преграждать дорогу свадебному поезду, требуя плату вином, деньгами и проч.
Помешать свадьбе могла и нечистая сила, и колдуны. От них защищали обереги (иголка в
подоле, кропление святой водой, молитвы, обвязывание молодых рыболовной сетью и т.д.) и
другие магические средства (шум, стрельба, “опахивание” веником круга вокруг поезда,
покрывание головы молодых, запрет произносить их имена и т.д.). Колдунов, чтобы не
обиделись и не навредили, приглашали на свадьбу, а от колдовства охранялись заговорами.
Окончательный переход невесты в дом мужа и превращение ее в “свою” закреплялся
переплетением кос по-женски и ритуальным обходом молодой вокруг печи в этом доме
27
.
Таким образом, окружавший свадьбу мир был наполнен сложной знаковостью, где особым
значением наделялась каждая мелочь, несущественная в обычной жизни.
Наряду с традиционными представлениями о мироустройстве в свадебном обряде можно
увидеть следы древнего быта славян
28
. Иногда эти две особенности накладываются друг на
друга и тогда возникает многовариантность в понимании традиции.
Первоначальной формой заключения брака было
умыкание
девиц из чужого рода или села
во время игрищ. Заранее условившись с невестой, жених похищал ее после гуляний, увозил
на сутки в лес, объезжал с ней трижды вокруг заветного дерева или озера, после чего она
считалась его законной женой. Этот обычай отразился в ряде более поздних свадебных
обрядов:
появление сватов в виде путешественников, странников;
появление сватов поздно вечером, в полночь;
разговоры о том, как князь увидел на охоте лисичку (куничку) и начал ее преследовать;
устройство перед домом невесты искусственных преград (защита от жениха-хищника;
выстрелы во время сватовства и свадьбы;
хоругви, знамя, шест с лентами (знак победы);
запирание ворот во дворе невесты перед сватами или женихом;
борьба перед воротами невесты;
обыкновение прятать невесту;
вооружение брата невесты или подруги саблей, палкой, плетью;
враждебное отношение между гостями жениха и невесты (состязание в песнях);
отправление молодой в дом мужа поздно вечером;
внесение молодой на руках в дом;
символическое бегство молодой, освобождение от мужа;
притворное рвание косы молодой (отрезанная коса – символ потери девственности,
насильственного захвата);
вооруженное оберегание молодых в первую брачную ночь.
Затем похищение сменилось
куплею
– платой родне невесты. Отсюда невеста
называлась “рядом” (ряд – договор), “товаром”, а жених – “ряженым”, “купцом”. После
свершения договора стороны били по рукам (рукобитие, обручение). Напоминание об этом:
сватовская формула “у вас товар, у нас купец”;
пропой невесты парнями-соседями;
продажа косы;
осмотр невесты;
выкуп места около невесты или ее сундука;
27
Юдин А.В. Указ.соч.- С. 166-169.
28
См.: Сумцов Н.Ф. Символика славянских обрядов.- М., 1996.