Стр. 28 - 2

Упрощенная HTML-версия

28
заботится о сохранении данного мира,
способах его спасения, поддержания устойчивости
строения Космоса
12
.
Дело в том, что с позиций мифологического сознания, мир, двигаясь по бесконечным кругам
времени, изнашивается, теряет заряд первоначальной святости. В этом движении он проходит
промежуточные
критические точки:
зимнее и летнее солнцестояние, весеннее и осеннее
равноденствие
13
. Самую большую опасность таят в себе дни зимнего солнцестояния и
весеннего равноденствия – периоды неопределённости, когда, в первом случае, световой день
минимален, а ночь нескончаема, будто Солнце колеблется, стоит ли ему возвращаться; или
когда, во втором случае, зима борется с весной и никак не хочет уступать свои права. В
критические дни первобытный Хаос, из которого когда-то был сотворен мир, частично как
бы восстанавливает свои права, проникает в организованный Космос. В такие моменты
смыслом бытия людей становится спасение мира, противостояние Хаосу. Для этого надо
воспроизвести первоначальные действия его сотворения, наполнив таким образом жизнь
новой силой. Порядок этих действий сохранялся в мифах, которые древний человек
принимал за правду
14
.
Характер действия тесно связан
с мифологической концепцией пространства и времени.
Первобытные культуры и развитые религии представляют мировое
пространство
как серию
кругов, имеющих общий центр. Центр – это место сотворения мира, наиболее сакральная
(священная) его точка, где изливается божественная энергия, растекаясь во все стороны. Мир
(“наш мир”) в традиционном обществе ограничен территорией обитания, за пределами
которой простирается неизвестный, “чужой мир”, Хаос
15
.
В восточнославянском фольклоре наиболее внешней областью мифологического мира
является море-океан (как воплощение первоначального Хаоса), на котором стоит остров Буян
(следующая область). Последняя перед центром область – изба, кузница, а в самом центре
находится камень (Алатырь), столб, дерево, печь, красный угол или другие объекты,
равнозначные представлениям о Мировом Дереве или Мировой Горе (источники порядка и
чистоты)
16
.
Мир описывался системой основных содержательных
двоичных противопоставлений
(бинарных оппозиций), которые определяли пространственные, временные, цветовые,
социальные и другие его характеристики:
верх-низ,
12
В мифологической традиции
Космос
понимается как организованная в соответствии с определенным
порядком Вселенная. У наших предков проекцией Космоса был Мир, а в социальных отношениях - община.
13
В связи с неточным счетом юлианского календаря, а также переходом России в 1918 г. на григорианский даты
критических точек часто перемещались. Приводим для сравнения данные Б.Рыбакова по славянским
календарям IV в. и современные:
IV в. наст. вр.
зимнее солнцестояние 23 декабря
21-22 декабря
весеннее равноденствие 24-25 марта
20-21 марта
летнее солнцестояние
23-24 июня
21-22 июня
осеннее равноденствие 23 сентября
22-23 сентября
См: Володомонов Н.В. Календарь:прошлое, настоящее, будущее.-М., 1974.-С.21-22, Рыбаков Б.А. Указ соч.-
С.164.
14
Существуют разные точки зрения о характере связи “миф - обряд”: 1)
ритуальная
- миф создавался как
интерпретация совершаемого ритуала (Ю.П.Францев и др.); 2
)
мифологическая -
обряд складывался на основе
мифа, как его инсценировка (Е.М.Мелетинский, А.Н.Афанасьев и др.). Ритуальная теория является
преобладающей, хотя многие ученые признают и возможность обратного воздействия мифа на обряд.
15
Стеблин-Каменский М.И. Миф.- Л., 1976.- С. 32-36, 44 и др.; Элиаде М. Священное и мирское. -М.,1994. - С.
27.
16
Юдин А.В. Указ.соч.- С. 36.