Стр. 27 - 2

Упрощенная HTML-версия

27
превращались в настоящие оргии, сохранявшиеся у многих народов и после исчезновения
рода
9
. Достаточно вспомнить купальскую ночь у славян с ее “разгульными игрищами”, когда
допускалась полная свобода в общении полов, в том числе свобода добрачных связей.
Чем больше подавлялся половой инстинкт, тем больше он стремился прорваться, что приняло
форму оргиастических нападений представителей одной праобщины на другую. Нападали не
только мужчины на женщин, но и наоборот. Причем нападение женщин могло иметь успех
только тогда, когда они были в большинстве и достаточно организованы. В результате
сложились ритуалы, сохранявшиеся по традиции и дошедшие как пережиток до ХХ в.,
например, обряд опахивания деревни
10
.
35–40 тыс. лет назад (по некоторым данным – 70 тыс.лет назад) произошла трансформация
палеоантропов в неоантропов – людей современного физического вида (Homo sapiens), что
совпало с переходом к позднему (верхнему) палеолиту. Завершилось становление
человеческого общества и 8–10 тыс. лет назад заканчивается период первобытной охотничьей
культуры.
В мезолите (5–8 тыс. лет назад) осуществился переход от потребляющего к производящему
хозяйству, возникло земледелие и скотоводство. Эти революционные изменения вызвали не
только прогресс производительных сил в эпоху неолита (4–5 тыс. лет назад), но и радикально
изменили образ жизни первобытных людей. Резко возрос уровень познания окружающей
природы, так как от нее, от умения овладевать ею во многом зависело существование
земледельца.
К этому времени у человека появились начальные объяснения мира и самого себя. Первое
законченное представление о мире дает так называемое Мировое дерево, образ которого был
детально разработан у неолитических охотников. А земледельцы завершили создание
архаичной картины мира, основанной на одушевлении природы, анимизме, тотемизме, магии,
вере в духов и богов, что уже хорошо нам известно по языческой культуре восточных славян.
Языческое общество относится к типу культур, ориентированных на духовные ценности, где
значительна роль традиционных элементов в образе жизни. Под
традицией
в данном случае
подразумеваются древние знания о возникновении, устройстве и судьбах мира и человека.
Время освещает традиции, придает им сверхестественное происхождение, что нашло
отражение в мифах, преданиях, орнаментах, музыкальных формах, танцах, обрядах,
имеющих строго определённое ритуальное значение
11
. Миф был способом человеческого
бытия и попыткой осмыслить его, образцом традиционных моральных ценностей и
магической веры, доказательством целесообразности обрядов и культов. Миф отражал
интуитивно распознаваемую сознанием первобытного человека закономерность и
упорядоченность явлений природы в форме ритмичности, цикличности движения
мифологических образов.
Одни и те же символы и ритуалы многократно воспроизводились из поколения в поколение
фактически без изменений. По мнению учёных, такой высокий авторитет традиции
обусловлен её
функциональным назначением
. Она не только
объясняет мир
(его создание,
взаимоотношение основных мифологических персонажей и т.д.), но, что самое важное, –
9
См.: Семенов Ю.И. На заре человеческой истории.- М., 1989.- С. 256-264.
10
Опахивание
- обряд охранительной магии, защиты от всякого зла: стихийных бедствий, болезней людей и
скота и проч. Глубокой ночью и в тайне от мужчин на окраине села собирались женщины и, раздевшись до
нижней рубашки или донага, распустив волосы, пропахивали сохой борозду вокруг деревни (в христианское
время стали носить икону и кадило впереди процессии). Если при этом встречали мужчину, то нападали на него
и избивали.
11
Юдин А.В. Русская народная духовная культура. М., 1999. С. 24.