Стр. 4 - 2

Упрощенная HTML-версия

В конце октября – начале ноября 1917 года в Томске прошёл съезд сионистов Западной
Сибири, а 3–5 ноября здесь же состоялась Западно-Сибирская конференция Бунда. Разница в
их предвыборных платформах заключалась в том, что бундовцы, в отличие от сионистов,
отрицали наличие каких-либо особых экономических и политических интересов у евреев.
Специфические национальные интересы признавались ими только в сфере культуры.
С установлением в Сибири правления адмирала Колчака активность еврейских
организаций в регионе ещё более усилилась. В январе 1919 года в Иркутске прошёл съезд
представителей 45 еврейских общин Сибири, Урала. На съезде был избран рабочий орган
«Национальный совет евреев Сибири и Урала». Во главе исполнительного бюро был избран
известный предприниматель и общественный деятель Моисей Абрамович Новомейский,
который неоднократно встречался с Верховным правителем Сибири адмиралом Колчаком и
председателем его правительства генералом Пепеляевым. Одной из главных задач
организации стала борьба с резко усилившимся в этот период антисемитизмом, следствием
которого стали погромные акции, прокатившиеся по сибирским городам.
Некоторые евреи входили в белогвардейскую администрацию: П.Я. Дербер (председатель
Временного правительства автономной Сибири, М.Я. Линдберг (член Западно-Сибирского
комиссариата), Г.Б. Патушинский (министр юстиции Российского правительства), Н.Я.
Новомбергский (товарищ министра внутренних дел Российского правительства), первым
ректором открытого осенью 1919 года Иркутского университета стал бывший приват-доцент
Московского университета М.М. Рубинштейн.
12 марта 1919 года А.В. Колчака посетила делегация Омского еврейского национального
союза в составе Кадыша, Шервенского и Рубановского. они сообщили адмиралу о тревоге в
прифронтовой полосе, вызванной решением властей о выселении из 100-вёрстной полосы
евреев как потенциальных шпионов. «Великорусским шовинистом» назвал ближайшего
сотрудника Верховного правителя России В.Н. Пепеляева современный канадский историк
Н.Перейра (Перейра Н. Сибирь: политика и общество в Гражданской войне. М., 1996. С.76.).
В Тобольске начальник местного гарнизона наложил запрет на въезд в город евреев. Один
из приказов атамана Сибирского казачьего войска Б.В. Анненкова от 9 мая 1919 года прямо
указывал: «Командирам частей запрещаю принимать на службу солдат иудейского
происхождения…». евреев-добровольцев не принимали в военные училища и школы
младших командиров, отстраняли от должностей переводчиков и писарей. Генерал-лейтенант
барон Р.Ф. Унгерн-Штернберг объявил евреев вне закона.
Особым образом решал «еврейский вопрос» атаман Забайкальского казачьего войска Г.М.
Семёнов. После покушения на атамана (исполнителем покушения был член террористической
группы М. Беренбаум) состоялись массовые репрессии. Более 200 человек было арестовано,
восемь из них расстреляны. Охрану атамана поручили «Золотой сотне», состоящей из евреев,
которые были связаны круговой порукой. Тем не менее, большевикам, проникшим в это
подразделение, удалось распропагандировать его, и сотня в полном составе, захватив
раненых, перешла на сторону красных.
В 1920 году в Томске действовала «Томская сионистская организация», в 1921 году –
отделение американского объединительного распределительного комитета помощи евреям –
жертвам войны, в 1923–1924 годах активно действовало «Томское еврейское
благотворительное общество». Томская еврейская община до конца 20-х годов делала всё
возможное для сохранения своей культуры, традиций, языка, религии и национального
самосознания, но политическая деятельность сионистов в Томске и на всей территории
Сибири завершилось с окончательным утверждением советской власти.
Немало выходцев из еврейской среды связали свою жизнь с революционной
деятельностью, занимали руководящие посты в правительстве Ленина, в армии и на флоте, в
руководстве органов государственной безопасности. Все они стали заложниками сталинской
карательной системы и многие из них погибли в ходе массовых репрессий.
* * *