СЛОВО РЕДАКТОРУ
История страны складывается, в конечном итоге, из историй отдельных людей, малых и
больших коллективов. События большого масштаба втягивают в свой водоворот людей,
которые, может быть, и не планировали оказаться в центре событий. Но судьба играет
людскими биографиями, и из потока бурь и страстей героями жизни становятся сильные
личности.
Центром еврейской жизни в России являлась европейская часть страны. Но евреи жили и
в Сибири, где появились не по доброй воле. В документах Московского архива Министерства
юстиции сохранилось дело московских евреев, сосланных в Сибирь в 1658–1659 гг. После
установления в 1794 г. «черты еврейской оседлости», из которой Сибирь была исключена,
евреи в течение многих лет попадали за Урал исключительно в качестве каторжан и
ссыльных.
Для евреев Сибири особенно важно было здесь задержаться, поскольку регион
предоставлял неограниченные возможности для предприимчивого человека. Власти были
весьма снисходительны к евреям, сколотившим приличное состояние и обладавшим солидной
недвижимостью. И, наконец, у сибиряков, гораздо менее, нежели на западе, приверженных
религиозным канонам и запретам, еврейская религия не вызывала столь резкого неприятия и
отторжения, как в черте оседлости.
Отдельным категориям еврейского населения не только разрешалось оставаться на
жительство в Сибири, но они ещё и наделялись рядом привилегий, среди которых было право
на земельные участки и другие льготы. Этой категорией были кантонисты и их сыновья,
числившиеся за военным ведомством со дня рождения. Институт кантонистов существовал в
России в 1721–1856 гг.
Кантонисты, согласно архивным документам, могли выбирать место жительства и род
занятий в Сибири, а, главное, пользоваться гражданскими правами наряду с русским
населением (вспомним черту оседлости в европейской части России). Это давало
возможность получения образования и профессии, что документально подтверждается
архивными данными.
Открытие в Сибири первого университета в г. Томске в 1888 году позволило поступать на
медицинский факультет в число студентов и евреям. Предпочтение отдавалось тем из них,
кто принял христианство, детям купцов 1 и 2 гильдии и детям чиновников, состоящих на
службе.
В сословной структуре (мещане, купцы, отставные солдаты и унтер-офицеры и их
потомки, ссыльнопоселенцы) можно выделить в особую группу медиков – «профессии,
дающие право на постоянное проживание в Империи: а) аптекарские помощники; б)
дантисты; в) фельдшера; г) повивальные бабки; д) изучающие фармацию, фельдшерское и
повивальное искусство»
Путешествующий по Сибири Ю. Островский писал в 1911 году о том, что «средний
еврейский обыватель Сибири не интересуется ни политикой, ни партиями» (Островский Ю.
Сибирские евреи. СПб., 1911. С. 42). Единственной политической силой, пользовавшейся
здесь определенной популярностью, был, по его словам, сионизм. Однако на медицинском
факультете Томского университета в начале ХХ века притягательным политическим
течением была партия социалистов, а среди еврейских студентов – левая еврейская
организация Бунд.
Одним из первых актов Временного правительства (март 1917 г.) была отмена всех
сословных, вероисповедных и национальных ограничений: в праве жительства и
передвижения, в праве собственности на движимое и недвижимое имущество, в занятиях
торговлей и промышленностью, в праве употребления родного языка в частных учреждениях
и в частных школах. Это обеспечило для народов России возможность создания своих
национально-культурных обществ и организаций, свободу национально-политического
выражения, которые были невозможны в условиях царского режима.