ЛЕОНАРДО да ВИНЧИ (1452–1519):
«И если мы подвергаем сомнению достоверность всякой ощущаемой вещи, тем
более должны мы подвергать сомнению то, что восстаёт против ощущений, как , например,
вопросы о сущности бога и души и тому подобные, по поводу которых всегда спорят и
сражаются».
ИОГАНН КЕПЛЕР (1571–1630):
«С тех пор как однажды поверили в чудеса, не может быть и речи о научном
толковании».
КЛОД АДРИАН ГЕЛЬВЕЦИЙ (1715–1771):
«…все без исключения религии были проникнуты фанатизмом и удовлетворяли его
потоками человеческой крови».
ДЕНИ ДИДРО (1713–1784):
«Если разум – дар неба и если то же самое можно сказать о вере. Значит, небо
ниспослало на два дара, которые несовместимы и противоречат друг другу».
ФРАНСУА МАРИ ВОЛЬТЕР (1694–1778):
«Все рождаются с носом и пятью пальцами на руках, но никто не рождается с идеей
бога».
ЖАН ЖАК РУССО (1712–1778):
«Если турки требуют от нас такого же почтения к Магомету, в которого мы не
верим, какого мы требуем к Иисусу Христу от иудеев, которые в него не верят, то можно ли
сказать, что турки неправы, а мы правы? Где справедливый принцип, на основании
которого мы решили этот вопрос?»
ДЖОРДЖ БАЙРОН (1788–1824):
«И боги умирают, и вера преходяща: за Зевсом, Магометом и Христом придут другие
боги, пока весь род людской, прозрев и разочаровавшись в боге, не убедится, что фимиам и
жертвы ни к чему».
ИОГАНН ВОЛЬФГАНГ ГЁТЕ (1749–1832):
«У кого есть наука… тот не нуждается в религии».
А.С. ПУШКИН (1799–1837):
«В нашем народе презрение к попам и равнодушие к отечественной религии, ибо
напрасно почитают русских суеверными: может быть, нигде более, как между нашим
простым народом, наслышно насмешек насчёт всего церковного».
В.Г. БЕЛИНСКИЙ (1811–1848):
«Знаю, что средние века – великая эпоха, понимаю святость, поэзию, грандиозность
религиозности средних веков; но мне приятнее XVIII век – эпоха падения религии…»
СТЕНДАЛЬ (1783–1842):
«Единственным извинением бога служит то, что он не существует».
ГЕНРИХ ГЕЙНЕ (1797–1856):
«Странное дело! Во все времена негодяи старались маскировать свои гнусные
поступки преданностью интересам религии, морали и патриотизма».
«
В темные времена народами лучше всего руководили с помощью религии – ведь в
полной темноте слепой является лучшим проводником: он различает дорогу и тропы лучше
зрячего».
А.И. ГЕРЦЕН (1812–1870):
«Все религии основывали нравственность на покорности, т. е. на добровольном
рабстве».
«Монархия… держится на божественном праве, она всегда поддерживала религию, и
религия всегда поддерживала монархию… Земной царь предполагает небесного…»
ЧАРЛЗ ДАРВИН (1809–1882):
«Если вспомнить, как свирепо нападали на меня представители церкви, кажется
забавным, что когда–то я и сам имел намерение стать священником».