Стр. 31 - 2

Упрощенная HTML-версия

предпочтение или подвергать дискриминации ни верующих, ни атеистов. Только такой
подход минимизирует опасность раскола общества по мировоззренческим основаниям.
* * *
И.И. ТРЯНИН, доктор технических наук, профессор из Нижнего Новгорода в
статье «ПОБОЙТЕСЬ БОГА, ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ»
говорит о том, сдержанность
должна быть обоюдной.
«В вашей газете 26 июля с.г. опубликовано письмо десяти академиков РАН
президенту В.В.Путину о роли Русской православной церкви (РПЦ) в жизни страны и
приглашение читателей к дискуссии на эту тему. Я тоже хотел бы принять участие в этой
дискуссии.
Я полностью согласен с каждым положением этого письма. Своё отрицательное
отношение к попыткам ввести преподавание в государственной школе предмета «Основы
православной культуры» я изложил в заметке «О духовности Кабанихи» («СР»,
№22(12365),
27.02.03),
и
здесь
повторяться
не
буду.
Первое впечатление от прочитанного письма – наконец-то! Десять видных учёных
осмелились открыто критиковать РПЦ. И это в стране, которая, если верить нашему
телевидению, является такой же религиозной, как и 100 лет тому назад. Каждую неделю
почти на каждом канале телевидения выступают религиозные проповедники, тогда как за
всё время я услышал только одну фразу, которую можно расценить как атеистическую.
Проф. Капица (внук известного и в царской, и в советской России кораблестроителя, Героя
Социалистического Труда акад. А.Н.Крылова) на посвященной ему передаче на вопрос,
верит ли он в Бога, ответил примерно так: «Разница между мною и верующими людьми
заключается в том, что они считают, что Бог сотворил человека, а я считаю, что человек
создал Бога». Академики, конечно, знали, что их письмо вызовет бурю негодования со
стороны религиозных деятелей и некоторых просто верующих. Надо было обладать
известной храбростью, чтобы в наше время написать такое письмо. В этом можно не
сомневаться, когда прочитаешь статью «Вера и знание – не антагонисты» («СР», №106 от
4.08.07). Какие только выражения не содержит эта статья: «странное и однобокое письмо»,
«религиозные нигилисты», «однобокое усвоение научных знаний», «научный
обскурантизм», «исторические лукавцы, гордецы и шарлатаны, а по-церковному – слуги
дьявола». Видите ли, атеисты виноваты в расстреле священников, их гибели в ГУЛАГах.
Академиков обвиняют в том, что они не писали текст письма и даже внимательно не читали
его – иначе они невежды. Особенно отвратительно то, что в статье ясно проглядывает
стремление отделить еврея акад. Гинзбурга от остальных авторов письма; он, оказывается,
нападает на христианство и не осуждает иудаизм. Всех авторов письма обвиняют в том, что
они выступают против православия и защищают другие религии и что они хотят заменить
православие мировыми религиями. Как говорится, побойтесь Бога, граждане деятели
культуры! Где же вы всё это нашли в письме? Ясно, что все авторы письма атеисты, и
никакую другую религию они защищать не могут.
И почему в статье нападают на нобелевского лауреата Ж.Алфёрова? Можно
терпеливо, с пониманием относиться к религии. Но коммунист, рьяно защищающий
религиозное мракобесие, выглядит странно (к тому же, если я не ошибаюсь, Ж.Алфёров не
является членом КПРФ; он член фракции КПРФ в Государственной думе, а это не одно и то
же). И где вы нашли в наше время воинствующих безбожников? А вот воинствующих
религиозных фанатиков (в основном антисоветчиков) развелось за последнее время
предостаточно. Возможно, утверждение в заглавии статьи «Вера и знание – не
антагонисты» и верно; просто вера и научное знание не имеют отношения друг к другу.
Верить можно во что угодно. Доказательством того является существование многих
религий, часто исключающих одна другую. Как правильно заявлено в письме, «любая
научная дисциплина оперирует фактами, логикой, доказательствами, но отнюдь не верой».
Мне понятен сдержанный тон письма и заявление его авторов, что они не ставят
своей целью борьбу с религией. Конечно, «верить или не верить в Бога – дело совести и