2. Место науки в жизни современного общества.
Семинарское занятие №1
Вопрос 1.
Причины появления философии науки как области философского знания.
Понятие науки. Основные характеристики и цели научного знания. Феномен преднауки.
Концепция науки в логическом позитивизме и критическом рационализме. Логический
позитивизм о природе теоретического знания и достоверном базисе науки. Язык науки.
Критический рационализм и изменение проблематики философии науки – К. Поппер.
Методология и история науки: взаимосвязь и взаимообусловленность. Наука и метафизика:
общее и особенное.
Вопрос 2
.
Обоснование научного знания и научного метода в философии Нового
времени: Ф. Бэкон, Дж. Локк, Р.Декарт, И.Кант. Основные типы рациональности:
классический, неклассический и постнеклассический и критерии достоверного научного
знания. Уровни научного знания. Понятие научного факта. Основные методы научного
исследования: взаимосвязь и характеристика. Абстрагирование и идеализация. Дедуктивно-
номологический метод. Гипотетико-дедуктивный метод научного познания. Наука и ненаука.
Вопрос 3.
«Науки о природе» и «науки о духе»: сущность номотетической и
идиографической науки, различие предметов, методов и целей. Проблема понимания
(«вчувствования») в гуманитарных науках, условия понимания и методологическое значение
категории «понимания». Герменевтический метод в гуманитарном познании. Значение
интерпретации в понимании. Понятие истины в гуманитарных науках.
Семинарское занятие №2
Вопрос 1
.
История науки как процесс изменения и развития теоретических
представлений (Т. Кун). Кумулятивность как черта развития научного знания. Проблема
единой гомогенной науки. Значение понятия «парадигма» для прояснение оснований истории
науки. Научное сообщество как условие существования и развития научного знания. Стадии
развития науки и понятие «научной революции». Методология исследовательских программ
И. Лакатоса и проблема адекватности научного знания.
Вопрос 2.
Причины возникновения постклассической науки. Признание
субъективности научного знания. Основные характеристики субъектности. Новое понимание
объективности. Соотношение рационального и внерационального знания в современной
науке. Синергетическое мировидение и новое понимание целей научного знания. Место
вероятностно-статистических методов в арсенале современных методов познания.
Современный отказ от понятия истины: переход философии науки от общефилософских
рассуждений об истине к анализу условий истинности конкретных научных теорий.
Соотношение научных теорий и действительности с точки зрения постклассической науки.
Основная учебная литература
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 2000.
2. Лебедев Философия науки: Учебник. М., 2004.