Стр. 66 - 2

Упрощенная HTML-версия

завершение истории как снятие внутренних противоречий). Общее и особенное во взглядах
Г. Гегеля и К. Маркса; вера в исторический прогресс и обоснование «конца истории» как
достижения «царства Свободы». Ф. Фукуяма и философская критика идеи исторического
прогресса и рациональности истории. Конец истории как снятие фундаментальных
противоречий общественной жизни, разрешенных современным либерализмом и реальность
регресса. «Финал истории будет печальным периодом –… будет царить экономический
расчет, решение утилитарных технических проблем, удовлетворение требований
потребителей… наступит вековая скука». Плюсы и минусы концепции Ф Фукуямы.
Постмодернистское понимание истории и современный взгляд на правомерность
историософских концепций.
б)
«Царство Небесное» как
предел
человеческой истории: христианское
обоснование конца истории как выражение смысла исторического существования –
Августин. Проблема пассивной и активной эсхатологии – Н.А. Бердяев. История как
переходный этап в становлении, «взрослении» человека. «Эпоха конца есть не только эпоха
разрушения, но также и эпоха богочеловеческого творчества новой жизни и нового мира»
(Н.А. Бердяев). Русская религиозная мысль и творческое осмысление христианской
эсхатологии (Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев, С.Н. Булгаков): переход от христианства
исторического к
христианству эсхатологическому
. Конец истории как стирание границ
между посюсторонним и потусторонним, как преодоление мира отчуждения и
необходимости, «выход из рабства миру объектов». Проблема оправдания истории. Значение
идеи «активной эсхатологии».
Семинарское занятие №3
Вопрос 1.
Соотношение и взаимообусловленность понятий «общественное бытие» и
«общественное сознание». Роль и значение общественного сознания в жизни человека и
общества. Диалектическое единство индивидуального и общественного сознания. Основные
характеристики общественного сознания, надындивидуальность и внутренняя логика
развития. Уровни общественного сознания и их основные черты. Идеология как феномен
общественного сознания (идеи К. Манхейма).
Вопрос 2.
Основные формы общественного сознания: религия, политическое сознание,
этическое и эстетическое сознание. Специфика и соотношение каждой из форм, их функции и
значение в жизни общества.
Этическое сознание как наиболее универсальная ценностная форма общественного
сознания. Обыденные нормы и мораль как уровни этического сознания: их взаимодействие и
взаимообусловленность. Понятие морали и нравственности. Совесть и долг как условия
нравственности. «Золотое правило» этики. Категории морали и принципы морали как
условие коллективной самоорганизации.
Эстетическое сознание: постижение мира через идею прекрасного и безобразного.
Понятие «идеала» в эстетическом сознании и его исторические формы. Обыденный и
теоретический уровень эстетического сознания.
Религия как особая форма осмысления связи трансцендентного и имманентного.
Специфичность религиозного сознания и его значение в жизни современного общества.
Вопрос 3.
Кризис гуманизма, его причины. Дезинтеграция социальной и
индивидуальной жизни, «новый» индивидуализм – его специфика. Прокомментируйте
следующее высказывание: «современный человек утратил опору, он как бы вездесущ.
Приходит новая стадия индивидуализма, который означает возникновение нового типа
человека с повышенным вниманием к самому себе и своему телу… возникает