Стр. 65 - 2

Упрощенная HTML-версия

сущности человека («Человек как совокупность всех общественных отношений») и
материалистическое понимание истории. Общество как естественноисторический процесс,
самодвижение общества, роль и значение внутренних противоречий. Схема всемирной
истории, критерий периодизации.
Обоснование линейности исторического процесса Гегелем и Марксом: философия
истории как рационализация христианской эсхатологии, идея внутренней целостности,
выявление действия общих универсальных механизмов развития, европоцентризм.
б)
Становление идеи многолинейной истории: обоснование внеэсхатологичности,
внебожественности исторического процесса и кризис европоцентризма.
Дж. Вико
и обоснование «вечной и идеальной истории» («Новая наука» и идея
истории как человеческого знания). Человеческое развитие как процесс самосозидания и
самопознания. Различие «земного» и теологического объяснения истории, проблема смысла
истории. Стадиальное понимание истории.
Н.Я. Данилевский
: история как реальность взаимодействия культурно-исторических
типов. Многолинейность исторического развития как проявление многообразия,
эквивалентности и вариативности развития человеческой цивилизации. Соотношение и
взаимообусловленность единства и множества в истории.
«Коперниканский переворот» в философии истории –
О. Шпенглер.
Культура как
историческая «единица». Душа культура как основание многообразия культур. Типология и
характеристика культур в истории; О. Шпенглер об аполлонической, фаустовской и
магической душе. Культура и цивилизация: цивилизация как этап развития культуры,
основные признаки цивилизации и проблема смерти культуры.
А. Тойнби
и дальнейшая
разработка теории культурологичского плюрализма (теория локальных цивилизаций). Идея
вызова-ответа. «Творческое меньшинство» и его роль в развитии и существовании
цивилизации. История как совокупность дискретных единиц социальной организации.
Теория этногенеза
Л.Н. Гумилева
. Всемирная история и история этноса: «формы»
исторического бытия этноса (от микрогруппы к суперэтносу), сущность процесса этногенеза
и его влияние на всемирно-историческое развитие, этническая история и ее соотношение со
всемирной историей.
П. Сорокин
: история как проявление смены 3-х типов культуры (альтернатива
стадиальной модели цивилизационного развития): идеационная культура, идеалистическая
культура, чувственная культура. Специфика концепции Сорокина. Кризис современности как
проявление разрушения чувственного типа культура, характеристики кризиса и проблема
перспективы.
К. Ясперс
: единство истории – единый исток и единая цель исторического процесса.
Феномен «осевого времени» в концепции К. Ясперса. Своеобразие понимания
многолинейности исторического процесса. Мировая история как закономерный этап развития
человечества от доистории через историю. Современность как реальность единого
человечества: «Лишь в наши дни существует реальное единство человечества, которое
заключается в том, что нигде не может произойти ничего существенного без того, чтобы это
не затронуло всех. … если все прежние периоды кардинальных преобразований были
локальны, … если при катастрофе в одной из… культур оставалась возможность, что человек
будет спасен с помощью другой культуры, то теперь все происходящее абсолютно и
окончательно по своему значению» (Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994).
Значение идеи «осевого времени» для современности.
Вопрос 2.
Идея «конца истории» как проблема финала, итога исторического развития.
а)
Завершение истории как реализация ее цели (Г. Гегель); конец истории как
завершение одного этапа и переход к другому этапу (К. Маркс и идея идеального общества,