Стр. 60 - 2

Упрощенная HTML-версия

М. Хайдеггер о человеке. «Способы» присутствия человека в мире: этика, религия,
мировоззрение, познание, социальная деятельность, сознание.
Вопрос 3.
Смысл антропологического поворота. Чем был вызван поворот в ХХ веке к
теме человека? Проблема целостного знания о человеке, его отличие от совокупного знания.
Цели философской антропологии. Философская антропология в немецко-язычной
философии. Преодоление разрыва естественно-научного и гуманитарного знания о человеке.
М. Шелер: требование постоянного усилия человека для снятия своей неопределенности. А.
Гелен: идея «удержания» человека и достижения стабильности. Х. Плеснер: идея
позицирования.
Семинарское занятие №2
Вопрос 1.
Проблема природы и сущности человека. Одухотворенность как внутренняя
сущность человека. Деятельность: структура деятельности, виды деятельности (труд, учеба,
игра). Содержание и формы труда. Учеба как условие социализации, формы учебы. Игра как
феномен культуры, признаки игры. Социальность человека: биологическое и социальное в
человеке, их взаимодействие.
Вопрос 2.
Тело как элемент природы. Образы тела в истории философии и науки
(микрокосм, механизм, организм).
Собственно человеческое
тело как особый спектр
исключительно человеческих чувств и состояний (стыд, смех, плачь, радость). Душа как
экзистенциальное начало, индивидуализирующее человека в обществе. Дух как
фундаментальная сущностная идея «человечности как таковой». Прокомментируйте слова
Н.А. Бердяева: «Человек исчезает в самоутверждении и самодовольстве», «Человек есть
живое противоречие».
Вопрос 3.
Человек как творец и творение культуры. Культура как процесс
последовательного самовысвобождение человека. Свобода: дар и ноша. Культура как «мера»
человеческого. Творческое предназначение человека. Творчество как неповиновение, как
«полное присутствие человека».
Семинарское занятие №3
Вопрос 1.
Одиночество. Парадоксальность одиночества. Любовь как возможность
преодоления разрыва с Другим, как стремление к целостности и полноте жизни. Образы
любви. Смерть. Принципиальная закрытость и непостижимость смерти для разума. Смерть и
жизнь. Метафизическая катастрофичность смерти. Прокомментируйте следующее
высказывание: «Смерть должна быть, чтобы ее не было» (В.В. Варавва).
Вопрос 2.
Неоформленность человека: человек как сумма осколков, утративший
целостность. Трагичность человеческого существования. Несводимость человека к миру.
«Чтойность» мира и «ничтойность» человека; человек как «животное, смеющее обещать» (Ф.
Ницше). Поиск смысла человеческой жизни. Подходы к пониманию проблемы смысла
жизни. Прокомментируйте слова Батая: «Человек это казнение, война, тоска, безумие».
Основная учебная литература
1. Губин В.Д. Философия: Учеб. пособие. М.,2001.