К 4 реферату:
1. Царегородцев Г.И. Диалектический материализм. М., 1963. С.229–246.
К 5 реферату:
1. Диалектико-материалистический анализ основных понятий биологии и
медицины. Изд-во Киевского ун-та, 1968. Гл.3. С.135–163.
ТЕМА 15.ФИЛОСОФСКОЕ ПОСТИЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
(6 часов)
Семинарское занятие №1
1. Человек как важнейшая философская тема.
2. Историко-философский опыт постижения человека: от Античности до наших
дней.
3. Антропологический поворот в философском знании и появление философской
антропологии.
Семинарское занятие №2
1. Человек как особый род сущего. Основные принципы философско-
антропологического постижения человека.
2. Человек как единство тела, души и духа.
3. Человеческое в человеке. Категории человеческого бытия.
Семинарское занятие №3
1. Проблема души современного человека.
2. Человек как обещание.
Темы рефератов
1. Человек как венец природы!?
2. Личность врача: проблема свободы и ответственности.
Семинарское занятие №1
Вопрос 1
.
Человек как «основной вопрос и последняя цель человеческой мысли» (С.Л.
Франк). Чем может быть объяснен интерес человека к самому себе? Прокомментируйте слова
Ф.М. Достоевского: «Человек есть тайна». Сложность определения человека.
Антропологическая апофатика: неизъяснимость, несводимость, непредопределенность,
незаменимость, невыразимость и неповторимость человека. Предметное и непредметное в
человеке. Невозможность постижения человека относительно познаваемого в нем.
Прокомментируйте следующее слова К. Ясперса: «Вопрос «Что такое человек?» никогда
нельзя исчерпать в рамках того, что уже познано в нем, но можно только на собственном
опыте испытать в первоистоке нашего мышления и поступания. Человек есть нечто
существенно большее, чем он может знать о себе».
Вопрос 2.
Конфуций, софисты, Сократ, Августин, Фейербах, С. Кьеркегор (тема
человека, растворенная в теологии и философии религии), П. Мирандола, И. Кант, К. Маркс,