Стр. 50 - 2

Упрощенная HTML-версия

«свойство». Прокомментируйте слова Гегеля: «Нечто есть то, что оно есть, только благодаря
своему качеству, между тем как, напротив, вещь, хотя она также существует лишь постольку,
поскольку она обладает свойствами, всё же не связана неразрывно с тем или другим
определённым свойством и, следовательно, может также и потерять его, не перестав из-за
этого быть тем, что она есть» (Гегель. Энциклопедия философских наук. Т.1. М., 1974. С.
290).
Какому уровню познания объекта соответствуют следующие определения качества:
1) качество – это система важнейших, необходимых свойств предмета;
2) качество – это целостность, тождественная внутренней определенности
объекта;
3) качество – это внешняя и внутренняя определённость, система характерных
черт предметов, теряя которую предметы перестают быть тем, что они есть?
Какие характеристики количества раскрываются в следующих определениях:
1) количество – это совокупность изменений в материальной системе, которые не
тождественны изменению её сущности;
2) количество есть степень развития данного качества.
Неразрывная связь количества и качества. Количественные характеристики
человеческого организма.
Раскройте смысл утверждения Гегеля, что качество «есть вообще тождественная с
бытием, непосредственная определённость в отличие от рассматриваемого после него
количества, которое, правда, также есть определённость бытия, но уже не непосредственно
тождественная с последним, а безразличная к бытию, внешняя ему определённость. Нечто
есть благодаря своему качеству то, что оно есть, и, теряя своё качество, оно перестаёт быть
тем, что оно есть» (Гегель. Энциклопедия наук. Т.1. М., 1974. С. 228).
Характеристика количественных изменений, способных привести к изменению
качества системы. Относительность количественных и качественных характеристик в
зависимости от точки отсчёта. Приведите примеры.
Категория «мера». Каким термином обозначается проявление «меры» в медицине?
Приведите примеры, подтверждающие высказывание известного средневекового врача
Парацельса: «Всё есть яд и всё есть лекарство, тем или другим делает лишь доза». К
соблюдению какого закона диалектики в поведении призывает древнеиндийский афоризм:
«Не будь ни слишком грубым, ни слишком упрямым, ни слишком склонным к
доказательствам, ни слишком гневным. Упрямство отталкивает, мягкость вызывает
презрение, излишние доказательства обличают, слепая вера делает смешным, неведение
ведёт к пороку»?
Понятие скачка. Узловая линия мер. Роль синергетики в понимании скачка. Основная
классификация скачков: по формам движения материи, по времени их протекания (скачки-
взрывы, постепенные скачки), по количеству систем или подсистем, включаемых в скачок
(одинарные и комплексные), по роли в развитии (прогрессивные, регрессивные и
одноуровневые скачки) и т.п. Чем определяется характер скачка? Развитие как единство
непрерывности и прерывности.
Методологическое значение закона перехода количественных изменений в
качественные для медицины.
Особенности проявления закона перехода количественных изменений в качественные
по сравнению с проявлением закона диалектической противоречивости.
Вопрос 3.
Сущность закона диалектического синтеза как закона прогрессивного
развития материальных систем. Отрицание как всеобщий момент развития. Метафизическое
понимание отрицания. Нигилизм. Формы его проявления.