Стр. 42 - 2

Упрощенная HTML-версия

(«фундаментальная онтология») как возврат к бытию через человека, тождество онтологии и
гносеологии. Бытие как «Объемлющее» (К. Ясперс).
Онтология как система всеобщих определений бытия безотносительно человека и его
познания. Онтология как учение о
бытии как таковом
. Соотношение понятий бытие (esse),
сущность (essentia), сущее. Метафизика как учение о сущем, «истина о совокупном сущем», о
том, что есть, не исчезая во времени, что есть «через» все вещи и явления. Метафизическое
начало (идея, субстанция, Бог, материя) и онтологические модели бытия (материалистическая
онтология, объективно-идеалистическая онтология – Августин, Гегель, субъективно-
идеалистическая онтология): их значение и взаимообусловленность.
Вопрос 3.
Соотношение основных категорий онтологии, специфика и значение каждой
категории по отношению к категории «бытие». Диалектика бытия и небытия. Обнаружение
бытия через небытие, небытие как потенциальное бытие.
Семинарское занятие №2
Вопрос 1.
Проблема единства бесконечного разнообразия мира; понятие «материи» и
его отличие от понятий «субстрат» и «субстанция». Субстанция как единство многообразия.
Материалистическое и идеалистическое понимание субстанции. Субстрат как материал
универсума. Материя как единство, существующее в самих вещах. Античное представление о
материи (Платон, Аристотель). «Материя» как исходный, изначальный, неопределенный
материал мира. Новоевропейское представление о материи, субстанциональные
характеристики последней. Материя как категория гносеологии (В.И. Ленин), материя как
объективная реальность, которая копируется, отображается в сознании. Уровни организации
материи (от кварков до метагалактики), строение материи на биологическом и социальном
уровнях. Что такое система, какова цель любой системы? Системность материи. Современное
представление о материи как информационно-энергетической реальности.
Вопрос 2.
Связь движения и материи. Типы движения. Формы движения их связь с
уровнями организации материи. Движение как взаимодействие. Движение и покой, их
взаимосвязь. Движение с сохранением качества предмета и движение с изменением качества
предмета. Развитие как движение. Физическая, химическая, биологическая и социальная
формы движения. Движение как самоорганизация.
Объясните парадоксальность движения в апориях Зенона: 1 – «Дихотомия»: чтобы
пройти даже самое малое расстояние, надо сначала пройти его половину, а, прежде всего –
половину этой половины и так без конца, поскольку любой отрезок линии можно делить до
бесконечности, следовательно, пройти эти точки ни в какой конечный отрезок времени
невозможно. 2 – «Ахиллес и черепаха»: Быстроногий Ахиллес никогда не догонит черепаху,
потому, что когда он преодолеет расстояние их разделяющее, черепаха проползет еще
немного вперед и так до бесконечности. 3 – «Стрела»: Летящая стрела на самом деле
покоится, в каждый момент времени стрела занимает определенное место равное ее
величине. Но этоозначает, что, она в каждый момент неподвижно покоится, ибо движение,
будучи непрерывным, предполагает, что предмет занимает место большее, чем он сам.
Значит, движение можно мыслить только как сумму состояний покоя, следовательно,
никакого движения нет. Свяжите эти апории с теорией дискретной организации материи.