Стр. 41 - 2

Упрощенная HTML-версия

ТЕМА 12. ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ
(4 часа)
Семинарское занятие №1
1. Бытие как фундаментальная категория философии. Бытие как условие
существования человека в качестве человека.
2. Возникновение проблемы бытия, ее смысл. Многообразие подходов к проблеме
бытия. Понятие онтологии и метафизики.
3. Базовые категории онтологии: «бытие», «сущее», «субстанция», «материя».
Соотношение бытия и небытия.
Семинарское занятие №2
1. Материя как философская категория, ее смысл. Материя как субстанция,
материя как субстрат. Уровни организации материи. Системность материи, типы систем,
понятия «самоорганизации», «порядок», «структура» «хаос». Материя и дух.
2. Движение как способ существования материи. Философский смысл движения.
3. Пространство и время как формы бытия материи. Субстанциальная и
реляционная концепции пространства и времени. Взаимосвязь пространства-времени и
движущейся материи.
Тема реферата
1. Феномен небытия.
Семинарское занятие №1
Вопрос 1
.
Определение бытия, парадоксальность понятия о бытии. Бытие как то, что
уже есть
. Онтологическая проблема как отправная точка любого философствования.
Человек и мир в контексте бытия: «Философия – открытие бытия вещей в их полной
обнаженности и прозрачности речи, слово о бытии: онтология» (Х. Ортега-и-Гассет).
Мышление о бытии и бытие как мышление. Человеческое вопрошание о бытии, значение и
специфика вопрошания. Бытие как то «последнее, о чем допустимо спрашивать» человеку.
Постижение бытия как попытка приобщения к истинному существованию, обретения
самобытности и свободы. Понятие «заботы» о бытии. Прокомментируйте следующее
высказывание: «Бытие – это то же самое, что незаконная радость. Нет никаких причин к
тому, чтобы мы были, и тем радостнее быть, и тем больше продуктивной гордости можно от
этого испытать» (М.К. Мамардашвили).
Вопрос 2.
Бытие как «логическая форма», утверждающая
существование как таковое
.
Основной вопрос древнегреческой философии: «Почему есть нечто, а не ничто?» как
возникновение проблемы бытия. Поиск субстанциального начала бытия досократиками.
«Парменидовское» бытие как открытие нового измерения универсума не сводимое ни к
человеку, ни к миру. Прокомментируйте утверждение Парменида: «Небытия не существует.
Что существует – может быть мыслимо, что не существует – не может быть мыслимо».
«Бытие по причастию» в средневековой философии, отождествление бытия с Богом.
Актуализация гносеологической проблематики и вытеснение онтологической проблематики в
Новое время: бытие как субстанция (материя). Кризис метафизической онтологии,
отождествляющей понятия «сущее» и «бытие». Онтологическая концепция М. Хайдеггера