2 Прокомментируйте следующее высказывание В. Зеньковского: «Католицизм
наполняет Чаадаева воодушевлением, энтузиазмом, – но вовсе не в своей мистической и
догматической стороне, а в его действии на исторический процесс на Западе». Сравните это с
размышлениями П.Я.Чаадаева: «На Западе все создано христианством… Несмотря на всю
неполноту, несовершенство и порочность, присущие европейскому миру… нельзя отрицать,
что Царство Божие до известной степени осуществлено в нем». Можно ли говорить о том,
что П.Я.Чаадаев был западником? В чем особенность его «западничества»?
Семинарское занятие №2
Вопрос 1.
Отношение славянофилов к Западу, его особое восприятие и идея
христианского универсализма. Прокомментируйте в этой связи следующие высказывания:
«Не закопал Запад в землю талантов, данных ему от Бога! Россия признает это, как всегда
признавала. И сохрани нас Бог от умаления заслуг другого. Это худое чувство… Россия
чужда этому чувству и свободно отдает справедливость Западу» (К.С. Аксаков); «Все споры
о превосходстве Запада или России, о достоинстве истории европейской или нашей и тому
подобные рассуждения принадлежат к числу самых бесполезных, самых пустых споров»
(И.В. Киреевский).
Основные пути духовного развития человечества: два начала человека как два
основания истории –
иранство
–
кушитство и судьба христианской церкви
в
историософских воззрениях А.С.Хомякова. Понятие «соборность»: личность и
надындивидуальное единство, свобода человека и его внутренняя целостность. Человек и
Церковь как «первореальность».
За «соборной гносеологией», «живознанием» мы находим понимание того, что
«недоступная для отдельного мышления истина доступна только совокупности мышлений
связанных единством» (А.С.Хомяков) – объясните как понимается Истина в философии
славянофилов, почему их не устраивает «философия разума» в традиции западной мысли.
Религиозный и философский характер критики Запада (отсутствие внутреннего развития
живых начал на Западе), идея синтеза Православия и европейской культуры.
Вопрос 2.
Влияние немецкой философской мысли (Фихте, Шеллинг, Гегель) на
духовные поиски русской молодежи XIX века (московский кружок Н.В.Станкевича).
Специфически русское понимание философского наследия немецкой классики и
внецерковная религиозность «западников». Взгляд «западников» на значение истории Запада
и ценности западноевропейской культуры для исторической судьбы России. «Политицизм» и
социальная проблематика «западничества». Понимание государства и общества, их
соотношение и принципы взаимодействия (Чичерин, Кавелин, Соловьв С.М). Отношение к
действительности западного общества В.Г. Белинского и А.И. Герцена. Теория
русского
социализма
А.И. Герцена.
Вопрос 3.
Идея Всеединства и ее понимание В.Соловьевым. Всеединство как
философский принцип. Отличие идеи Всеединства от идеи Абсолютного Духа. Понятие
личности в философии В.Соловьева, место человека в мироздании («человек как
естественный посредник между Богом и материальным бытием» В.Соловьев), взаимосвязь
человека и общества («общество есть дополненная или расширенная личность, а личность –
дополненное или расширенное общество» В.Соловьев), нравственные начала общественной
жизни. Преодоление человеческой греховности и идея «оправдания», спасения мира
человеком. «Историчность» как форма бытия, раскрытие ликов бытия в истории.
«Единосущее» человечества, история как Богочеловеческий процесс. Прокомментируйте
следующие высказывания В.Соловьева: «постепенное одухотворение человека через