Семинарское занятие №1
Вопрос 1
.
Основные характеристики «философского пробуждения» в России в начале
XIX века. Особое понимание смысла и значения философского знания как
любомудрия
,
обусловленного специфическим осознанием смысла и роли христианства (православия) –
Религии Духа в мировой истории. Отличие западноевропейской классической философской
традиции («логико-онтологическая мысль» С.Л.Франк) от русского («онтолого-
космического», «идеал-реалистического») способа усвоения подлинного бытия.
Идея целостности мира, человека, целостности исторического процесса, человеческого
единства и их
взаимо
-действия,
со
-раскрытия, находят себя в контексте
историософской
проблематики и вопроса о судьбе России. Размышления о смысле и назначении русского
народа, русской культуры переплетаются с социальной философией, философской
антропологией, гносеологией, аксиологией. Так историософская проблематика русской
философской мысли есть своеобразная «проекция в мысли», обусловленная специфичным
пониманием БЫТИЯ как
ВСЕ-ЕДИНСТВА
.
Фундаментальность принципа всеединства и его проявление во взаимоотношениях
человека и мира (человек здесь есть личность, а не индивидуум1 ) «соборность»,
«живознание», «МЫ-мировоззрение», «богочеловечество». Социально-историческая жизнь
человека и человечества, с точки зрения русских мыслителей, есть прежде всего конкретное
«
становление
идеального (богоподобного образа в человеке) в социальном», в том, что
является непосредственной и окружающей человека реальностью. Историософия и
социальная
_______________________________
1 Здесь необходимо обратить внимание на различие в понимании человека в качестве
личности и в качестве индивидуума у П.Я. Чаадаева, А.С. Хомякова, В.С. Соловьева, С.Л.
Франка, Н.А. Бердяева используя рекомендованную к данной теме литературу.
философия как «способ» осмысления «связей трансцендентного и действительного
бытия». Онтологизм как основной принцип русского мышления. Нравственно-практическое
содержание социально-философской и историософской направленности русской мысли
(символизм и реализм в этике). Судьба России – судьба человечества. Идея
провиденциализма, теургическое восприятие истории и эсхатология (Н.А.Бердяев).
Вопрос 2.
Личность П.Я. Чаадаева. «Встреча» с Западом и взгляд на Россиию в первом
«философическом письме». Социальная роль христианства (социально-историческое
значение христианских ценностей, Любовь как новое основание мира) и нравственный смысл
исторического процесса. История как надындивидуальная реальность человека: проблема
свободы и «поврежденности» природы человека, «всеобщее сознание» и «всеобщее
существование», метафизика человека и метафизика мира: единство антропологии и
космологии в рамках исторического процесса. Идея Церкви и единой всечеловеческой
вселенской цивилизации. История Запада как становление исторического христианства и
метафизическое «начало» русской истории (
идея
христианства)2 . Духовная жизнь западной
цивилизации и будущность России. Сущность исторического реализма П.Я.Чаадаева («Не
коллективизм, а Церковь как благодатная социальность осуществляет в истории задания
Бога, – и потому подчинение внешнего внешнего исторического бытия идее Царства Божия
одно вводит нас в «тайну времени». Для Чаадаева это и есть подлинный реализм, есть
ответственное вхождение в историческое действование, приобщение к священной стороне в
истории» В.Зеньковский)
_______________________________