Стр. 30 - 2

Упрощенная HTML-версия

5. Степанова Е.А. Фридрих Энгельс. М., 1980.
К 5 реферату:
1. Энгельс Ф. Развитие социализма от утопии к науке. – Маркс К. и Энгельс Ф.
Соч. Т.19. – Гл. I С.189–201.
Семинарское занятие №2
1. Диалектический материализм.
2. Исторический материализм.
Вопрос 1.
Особенности понимания материи. Материя как единственная основа мира
(субстанция) и абстрактное мысленное образование. Материальное и идеальное. Материя и
сознание.
Прокомментируйте определение материи данное В.И.Лениным: «Материя есть
философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в
ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями,
существуя независимо от них» (Ленин В.И. Полн.собр.соч. Т.18. С.131).
Всеобщие формы существования материи. Основные виды материи и формы её
движения. Работа Ф.Энгельса «Диалектика природы». (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 20.
С.391–407). Социальная сущность человека. Раскройте содержание тезиса К.Маркса:
«Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному человеку. В своей
действительности она есть совокупность всех общественных отношений». (К.Маркс. Тезисы
о Фейербахе). Происхождение человека. Работа Ф.Энгельса «Роль труда в превращении
обезьяны в человека».
Материальное единство мира. Взаимосвязь форм движения материи. Количественная
и качественная неуничтожимость материи и движения. Соединение материализма и
диалектики. Ф.Энгельс. Анти-Дюринг. С. 122–146.
Идея исторического развития природы. Диалектические законы развития. Ф.Энгельс
«Диалектика природы».
Теория познания. Чувственное восприятие и рациональное мышление. Роль практики
в познании. Объективность истины. Абсолютная и относительная истина. Ф.Энгельс «Анти-
Дюринг». (С.85–96).
Вопрос 2.
Материальное производство – основа материалистического понимания
истории, источник общественного развития. Способ производства. Производственные силы –
содержание процесса общественного производства, их структура. Показатель развития
производительных сил (Анти-Дюринг. С. 278–295). Прокомментируйте слова Маркса:
«Экономические эпохи различают не тем, что производится, а тем, как производится, какими
средствами труда» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т.23. С.191). Производительные силы и
наука. Человек – главная производительная сила. Взаимодействие средств труда и человека –
внутренний источник развития производительных сил.
Раскройте смысл утверждения Маркса, что сама крупная промышленность «как
вопрос жизни и смерти, ставит задачу:…частично рабочего, простого носителя частичной
общественной функции, заменить всесторонне развитым индивидуумом, для которого
различные общественные функции суть сменяющие друг друга способы жизнедеятельности»
(Указ.соч.Т.23.С.498–499).