Религиозное сознание как движущая сила развития общества. Почему Энгельс считал,
что Фейербах «был материалист внизу, идеалист вверху» (Там же. Т.21. С.300). Культ
человека, его «обоготворение». Проповедь возвышенного чувства взаимной любви. Основы
этического учения Л.Фейербаха. Стремление к счастью и преодоление эгоизма. Раскройте
смысл афоризма Фейербаха: «Ты меня спрашиваешь, что я такое? Подожди, когда меня не
будет».
Вопрос 2.
К.Маркс (1818–1883) и Ф.Энгельс (1820–1895) –основоположники
марксизма. Теоретические источники, естественнонаучные и исторические предпосылки
возникновения марксистской философии. Особенности философии Маркса и Энгельса.
Преодоление механицизма и метафизики предшествующего материализма. Отличие
марксистской диалектики от диалектики Гегеля. Работа Ф.Энгельса «Людвиг Фейербах и
конец классической немецкой философии» (гл.IV. С.300–305). Раскройте смысл
высказывания Маркса: «У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо её поставить на ноги,
чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно».
Распространение
материализма
на
понимание
человеческого
общества.
Прокомментируйте слова К.Поппера, раскрывающие суть материалистического понимания
истории, что практически все социальные исследования «могут выиграть, если проводятся
под углом зрения их координации с «экономическими условиями» общества. Даже история
такой абстрактной науки как математика, не является исключением».
Глубокий анализ современного капиталистического общества, классовый характер
марксистской философии, её связь с революционной практикой пролетариата. Разъясните
тезис Маркса: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в
том, чтобы изменить его».
Критика религии, социальные корни её возникновения и существования. Можно ли
увидеть в этой критике рациональное зерно?
Общегуманистическая направленность марксистской философии. Можно ли
соглашаться с К.Поппером, который, говоря о К.Марксе, подчёркивал, что «нравственный
порыв, желание помочь угнетённым, стремление освободить бессовестно экплуатируемых,
несчастных рабочих склоняли его к социализму…Именно в этом нравственном призыве
заключён секрет воздействия его учения… Он хотел улучшить общество, а улучшение для
него означало больше свободы, больше равенства, больше справедливости, больше
безопасности, более высокий уровень жизни и – в особенности – сокращение рабочего дня,
которое сразу даёт некоторую свободу». (Поппер К. Открытое общество и его враги. М.,
1992. ТII.– С.238).
Темы рефератов
1. Л.Фейербах как человек и философ.
2. Сила и слабость антропологизма.
3. Этические и социально-политические воззрения Л.Фейербаха.
4. Жизненный путь К.Маркса и Ф.Энгельса.
5. Утопический социализм как теоретический источник марксизма.
Основная учебная литература
1. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII –
начала XIX века. М., 1989. – Гл. V. С. 407–444.