Стр. 25 - 2

Упрощенная HTML-версия

Как понимать слова Ленина: «Гегель есть поставленный на голову материализм»? Кто
Гегель: материалист, объективный идеалист или субъективный идеалист?
Какая характеристика абсолютной идеи содержится в словах Гегеля, что абсолютная
идея «решается из самой себя свободно отпустить себя в качестве природы»?
Природа
как отчуждение абсолютной идеи от самой себя. «Философия природы».
Этапы развития природы. Почему Гегель не признавал развития в природе, реального
процесса развития органической материи и живых существ. Что, с точки зрения Гегеля
представляют собой изменения в природе?
Прокомментируйте определение Гегелем болезни: организм «находится в состоянии
болезни, когда одна из его систем или органов, будучи возбуждена в конфликте с
неорганической потенцией, обособляется для себя и упорствует в своей особенной
деятельности против деятельности целого, текучесть которого и через все моменты
проходящий процесс наталкивается, таким образом, на препятствие».
Человеческое сознание и человеческая деятельность
как возвращение абсолютной
идеи в свою собственную стихию. «Философия духа». Этапы развития человеческого
сознания.
Субъективный дух:
антропология, феноменология, психология. Расовые различия и
критика расизма. Отрицание возможности преодоления различия между расами в области
культурного развития. Совпадение субъекта и объекта.
Объективный дух:
абстрактное право, мораль, нравственность. Прокомментируйте
мысль Гегеля о том, что частная собственность является единственным существенным
определением личности. Нравственность: семья, гражданское общество, государство.
Противоречивая сущность гражданского общества. Отрицание естественного права как
основы государства. Как понимать слова Гегеля: «Существование государства – это шествие
Бога в мире»? Сторонником какого государственного строя был Гегель? Отношение Гегеля к
войне и гарантии международной безопасности.
Абсолютный дух:
искусство, религия, философия.
Полное совпадение идеи мышления и бытия.
Прокомментируйте слова Гегеля: «Я убеждён, что высший акт разума, охватывающий
все идеи, есть акт эстетический, и что истина и благо соединяются родственными узами лишь
в красоте». Сравните со словами Ф.М.Достоевского: «Красота спасёт мир».
Философия и историческая эпоха. Основное противоречие философии Гегеля.
Вопрос 2.
Основа, цель и содержание исторического развития. Провиденциализм.
Всемирная история как однолинейный процесс. Понимание Гегелем свободы, его
достоинства и недостатки.
Хитрость мирового разума. Исторические и неисторические народы. Роль индивидов в
ходе истории: «воспроизводящие» и «всемирно исторические» индивиды. Взаимоотношение
между народом и великой личностью.
Гегель: «Для лакея нет героя не потому что герой не есть герой, а потому что лакей
есть лакей». «Лакеи моральности» рассматривают героя «со стороны единичности
потребностей», «единичной стороны индивидуальности». (Соч.т.4.С.357–358).
Ядро мировой цивилизации. Цель всемирной истории.
Прокомментируйте положение Гегеля: «Всё действительное разумно; всё разумное
действительно». Ф.Энгельс так понимал это положение: «У Гегеля вовсе не всё, что
существует, является также и действительным. Атрибут действительности принадлежит у
него лишь тому, что в то же время необходимо». Энгельс делал такой вывод: «Это
гегелевское положение благодаря самой гегелевской диалектике превращается в свою