качество и одобряемость внесемейных контактов;
«Семейные отношения» (СО)
.
Анализировали семейное положение респондента, его участие в жизни семьи, тенденции к
расширению или сужению личного участия в деятельности семьи, заинтересованность в других
членах семьи;
«Досуг» (Д)
. Квантифицировали досуговые формы активности личности, наличие
свободного времени и характер его проведения, чтение художественной литературы и ее
качество, посещение театров, кино, культуральные запросы, непатологические хобби и
увлечения;
«Ментальность» (М)
. Рассматривали уровень ментальных запросов личности, его
соответствие культуральной среде, религиозность, чтение духовной литературы и литературы
по самосовершенствованию;
«Социальные интересы» (СИ)
. Анализировали уровень
социальных запросов личности, коммуникативную претенциозность, карьерные интересы,
информированность, оценку и участие в общественно-политических процессах;
«Финансы»
(Ф)
. Рассматривали экономический статус человека, его соответствие текущему
экономическому состоянию в стране, сферу экономических интересов; финансовые запросы, их
уровень и качество осуществления;
«Обучение» (О)
. Оценивали образовательный уровень
личности, его соответствие интеллектуально-мнестическому потенциалу и образу жизни,
стремление к продолжению образования.
Заполнение шкалы осуществляли во время сбора анамнеза и обследования больного в
виде полуструктурированного интервью. Наиболее существенными вопросами по различным
субшкалам мы считаем следующие.
ФЗ: «
Как Вы себя чувствуете?», «Чем занимаетесь на
работе и в свободное время?», «Не мешают ли стоматологические проблемы в этом?»;
КП:
«Сколько раз в день принимаете пищу?», «Нет ли проблем с откусыванием или
пережевыванием пищи?», «Разнообразие пищевого рациона», «Где приходится принимать
пищу?»;
ТД:
«Где Вы работаете и кем?», «Давно ли Вы на этой работе?», «Есть ли
профессиональные перспективы?»;
КС:
«Легко ли Вам общаться с коллегами по работе,
соседями?», «Вы проводите свободное время с друзьями или один?», «Веселый ли вы
человек?», «Любите ли проводить время в компании?»;
СО:
«Каково Ваше семейное
положение?», «Обычно к нам ходят семьями, как дела с зубами у Ваших семейных
родственников?»;
Д:
«Чем занимаетесь на досуге?»;
М:
«Верующий ли Вы человек?»;
СИ:
«Насколько активно участвуете в общественной жизни на работе?», «Состоите ли в каких либо
общественных организациях?»;
Ф:
«Сколько по Вашему должен получатьчеловек в Вашем
возрасте в наше время?»;
О:
«Нет ли у Вас желания продолжить образование или сменить его?».
Каждую субшкалу оценивали по четырехбалльной системе показателей: 0 – не выражен, ущерб
значителен и ведет к полной декомпенсации по данному параметру; 1 – показатель выражен
слабо, ущерб по данному параметру значителен, но компенсация наступает за счет иных сфер
социального функционирования; 2 – показатель выражен умеренно, ущерб по данному
параметру присутствует, но не декомпенсирует личность; 3 – показатель выражен, ущерб
отсутствует, личность социально интегрирована по данному параметру.
О.В. Моторина, А.С. Лусников
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ ТКАНЕЙ ПАРОДОНТА
ПРИ ЛЕЧЕНИИ ПЕРЕЛОМОВ НИЖНЕЙ ЧЕЛЮСТИ МЕТОДОМШИНИРОВАНИЯ
ОРТОДОНТИЧЕСКОЙ И АЛЮМИНИЕВОЙ ПРОВОЛОКОЙ
Омская государственная медицинская академия, г. Омск
Кафедра хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии