149
оплаты, широчайший спектр стоматологических товаров и технологий, предлагаемый
рынком, ведет к глубокой дифференциации спектра стоматологических учреждений, форм
собственности, системы оплаты труда стоматологов, их квалификации, условий работы и
др.
Рыночные
отношения
ставят
проблему
удовлетворения
спроса
на
стоматологическую помощь в зависимость от материальных и финансовых возможностей
разных слоев населения, которых не устраивают принятые при социалистическом подходе
принципы социальной справедливости. Все слои населения хотят иметь лучшую
стоматологическую помощь, независимо от ее стоимости и возможности личной оплаты.
В этих условиях принцип «бесплатности» медицины не может быть реализован
государством, провозгласившим его, так как оно имеет лишь ограниченный бюджет.
предназначенный для этих целей. Следовательно, как принцип социальной
справедливости, так и принцип «бесплатности» здравоохранения не может в условиях
рыночной экономики иметь те же привлекательные политические черты, какие они имеют
в условиях социалистического подход. В него должны быть внесены серьезные
коррективы в сторону ограничения «бесплатного» здравоохранения, но эти ограничения
должны быть очень разумными, взвешенными, социально ориентированными, в
значительной мере основанными на хорошо известном на Западе принципе :богатый
платит за бедного». Следовательно, и при рыночных отношениях политика также
определяет проблемы стоматологии, и по иному быть не может. В условиях рыночных
отношений прежде всего должны быть разумно, на уровне государственных законов
решены проблемы стоматологической помощи социально незащищенным слоям
населения, малоимущим, многодетным, лицам с онкологическими заболеваниями, детям,
рожденным с дефектом лица и челюстей, нуждающимся в длительном наблюдении и
лечении.
Очень важной политической проблемой становится также необходимость массовой
профилактики стоматологических заболеваний. Для обеспечения социального эффекта
экономии государственных затрат массового оздоровления населения государство либо на
федеральном, либо на региональном или муниципальном уровне должно взять на себя
расходы по организации массовой профилактики стоматологических заболеваний,
гарантированный успех которой для резкого снижения стоматологической заболеваемости
доказан. Со стороны государства такой подход должен иметь политическую подоплеку,
так как, благодаря политическому шагу, политическому решению, возможно достижение
реального, очень благоприятного социального эффекта.
Подобный результат достигнут во многих развитых странах, что затем достойно и
умело использовалось стоматологической общественностью этих стран в своих интересах,
в том числе и в политических целях.
… Без участия стоматологической общественности невозможны правильные
решения о направлениях развития специальности, стоматологической сети, организации
управления стоматологической помощью, решение проблем экономики и
ценообразования. Таким образом, для разумного развития любого общества не только
политика должна влиять на развитие стоматологии, но и стоматология страны должна
оказывать определенное влияние на политику страны. И для этого, кроме вышеуказанной
социальной роли стоматологических заболеваний в жизни любого общества, важное
значение имеет стоматологическая общественность как значительная и очень весомая
часть общества в любой стране. В России, например, в стоматологии занята значительная
часть населения: 70 тысяч стоматологов и зубных врачей, 25 тысяч зубных техников,
около 40 тысяч медицинских сестер, около 50 тысяч непрофильных работников
стоматологических учреждений, около 10 тысяч рабочих инженерно-технических
работников и представителей стоматологического сектора торговли, около 10 тысяч
студентов стоматологических факультетов и средних медицинских учреждений, более 1
тысячи преподавателей. Всего в подотрасли занято свыше 200 тысяч человек или 1,3%