Стр. 81 - 2

Упрощенная HTML-версия

Пробела
– в иконописи высветление отдельных частей изображения путём
многократных прописок с постепенным увеличением количества белил, наносимых по
ровному основному тону; символизируют, подобно движкам и ассисту, присутствие
божественного света.
Прясло –
в архитектуре плоскость, поле стены между лопатками, колоннами.
Пурпур
– драгоценная краска багрового цвета, добываемая из морских моллюсков и,
соответственно, ткань, окрашенная этой краской. Оттенки пурпура были различными.
Ракурс
– в живописи фиксация поворотов, сложных пространственных позиций фигур
и предметов.
Санкирь
– тёмный зеленоватый, оливковый или сероватый подкладочный тон, с
которого начиналось построение, моделирование лика. Просвечивающий санкирь создавал
впечатление тени, подчёркивал объёмность лика.
Серафим (огненный)
– один из девяти ангельских чинов, высшая ступень иерархии
небесных сил; изображался с человеческим лицом и шестью крыльями.
Символ веры –
краткий свод главных догматов – основа вероучения. Состоит из 12-
ти частей.
Смальта
– рубленое цветное, как правило, многослойное стекло, предназначенное для
изготовления мозаики.
София (мудрость)
– христианское понятие, связанное с представлениями о
смысловой наполненности, разумности и устроенности мироздания, вещей, искусства и др.
Столпник
– христианский аскет-подвижник, пребывающий в состоянии непрерывной
молитвы на столпе или башне.
Теургия
– боготворчество, божественное действо – понятие христианской мистики,
выражающее постоянство присутствия в реальном мире божества, рассматривающее жизнь
как непрерывное чудо.
Тимпан
– в архитектуре треугольное поле фронтона.
Трансепт
– в архитектуре поперечный неф, называемый в крестово-купольных
постройках ещё и средокрестием.
Убрус
– плат, на котором, по преданию, отпечатался лик Христа.
Фаворский свет
– нетварный божественный свет.
Фронтон
– треугольное завершение фасада здания, образуемое скатами крыши и
карнизом.
Хитон
– нижняя одежда из льняной или шерстяной ткани в виде рубахи.