Оклад
– драгоценный убор иконы (из золота, серебра, золочёной меди; украшение
чеканкой, жемчугом, драгоценными камнями).
Олифа
– жидкое плёнкообразующее вещество, приготовляемое из высыхающих масел
(льняного, конопляного) и их смесей с другими маслами; защищает красочный слой от
внешних воздействий и, пропитывая краски, придаёт им прозрачность и общность тона.
Ордер
– строго определённое сочетание несущих и несомых частей в архитектурной
конструкции и оформляющих её декоративных элементов. Основные ордера: дорический,
ионический, коринфский.
Охра
– минеральная (глиняная) краска от бледно-жёлтого до красно-коричневого
цвета.
Паволока
– в иконописи ткань, наклеиваемая на доску для лучшего сцепления грунта
с поверхностью доски.
Паникадило
– светильник со множеством свечей или лампад.
Парус
– в архитектуре один из элементов венчающей зоны крестово-купольного
храма, сферический треугольник, обеспечивающий переход от квадрата основания к
окружности купола.
Перегородчатая эмаль
– техника декоративно-прикладного искусства, где
разноцветной эмалью заполняются ячейки между золотыми нитями, ленточками,
перпендикулярно припаянными к несущей металлической пластине.
Пилястра, лопатка
– в архитектуре прямоугольный выступ на поверхности стены,
модификация ордерной колонны; как правило выступает из плоскости стены на четверть
своей ширины. В отличие от лопатки пилястра украшена капительно.
Плавь
– в живописи тонкое письмо путём наложения прозрачных слоёв красок поверх
основного тона, выполненного более плотным слоем. Скрывает движение кисти. Производит
впечатление нерукотворно созданной поверхности изображения.
Портал
– архитектурно оформленный вход в здание.
Портик
– галерея, вход в здание, оформленный колоннами и крытый треугольным
фронтоном или плоским аттиком.
Предвозрождение –
период XIV – XVI вв. в русской художественной культуре,
связанный с развитием гуманистических тенденций в искусстве: осознанием ценности
личности, углублением психологизма, эмоциональной сферы, творческого самовыражения.
Однако активная деятельность церкви и государства по сохранению традиционной культуры,
их борьба с инакомыслием не позволили Предвозрождению перейти в Возрождение, как это
происходило в европейских странах.