Деисус (моление)
– икона или группа икон, символизирующая молитвенное
предстояние различных святых чинов во главе с Богоматерью и Иоанном Предтечей перед
Спасителем, изображаемым в центре композиции.
Десница
– правая рука.
Доличное письмо
– всё изображение на иконе, кроме лиц и незакрытых частей тела.
Закомара
– в архитектуре полукруглое завершение части стены (прясла), отделенной
от других частей лопатками.
Изограф
– опытный иконописец
Иконография
– установленная система изображения каких-либо персонажей или
сюжетных сцен. В основе иконографии – устойчивая традиция, базирующаяся на
разнообразных источниках (Священное Писание, предания, жизнеописания, гимнография и
др.).
Иконописный подлинник
– средневековое руководство по иконописанию, собрание
образцов. Известны лицевые (с изображениями) и толковые (письменные) иконописные
подлинники.
Иконостас
– преграда, отделяющая алтарь от основного пространства храма,
предназначенного для молящихся.
Исихазм
(безмолвие, молчальничество) – мистико-аскетическое учение и
аскетическая практика, развитая в православном монашестве. Учение о пути человека к
единению с Богом через «очищение сердца» и через сосредоточение душевных и духовных
сил на так называемой умной молитве, сопряженной с психо-физическими функциями
человека. Сформировалось в IV-VIII вв. Теоретическое обоснование получило в ХIV вв.
трудах Григория Синаита. Существенную трансформацию приобрело в трудах Григория
Паламы – создателя фундаментального учения о сообщаемости божественных энергий, о
возможности приобщения человека к нетварному миру. На Руси последователи – Сергий
Радонежский, Нил Сорский и др.
Капитель
– верхняя часть колонны или пилястры, пластически оформленная.
Киот
– шкафчик, ящичек, в который помещалась одна или несколько икон.
Клеймо
– в иконописи небольшая композиция с самостоятельным сюжетом,
являющаяся частью единого замысла иконы. Клейма располагаются вокруг центрального
изображения, обрамляя и дополняя его.
Клирос
– место на возвышенной предалтарной части (солее), на котором во время
богослужения находятся певчие и чтецы, слева и справа от центральной оси.
Ковчег
– в иконописи – средняя углублённая по отношению к полям часть иконы.