Антаблемент
– верхняя горизонтальная часть сооружения, обычно завершающая его
вертикальное развитие. Включает в себя несущую часть (архитрав), опирающийся на нее
фриз и венчающую часть – карниз.
Апсида
– полукруглая или граненая выступающая часть храма, перекрытая куполом
или полусводом.
Аркада
– ряд арок, опирающихся на колонны.
Аркатура
– фриз из ложных (плоских) арок на колоннах, используемый в
архитектурной декорации.
Архангел
– ангел, относящийся к III чину небесной иерархии (Михаил, Гавриил,
Рафаил и др.).
Архетип
(первообраз) – изначальный мотив, тема, символ, многократно варьируемый
в последующей культурной традиции.
Ассист
– в живописи золотые, серебряные лучи, черточки, блики, символизирующие
присутствие божественного света.
Аттик –
стена, расположенная над карнизом, венчающим сооружение или отдельный
его ярус.
Барабан
– венчающая часть купольной постройки, имеющая цилиндрическую, реже –
многогранную форму, несущая купол – скуфью.
Велум
– изображаемая в живописи ткань, перекинутая и провисающая между двумя
архитектурными сооружениями. Велум означает, что действие происходит в интерьере.
Витраж
– изображение из цветного стекла, пропускающее свет.
Вохрение, охрение
– в живописи постепенный переход от основного тона к более
светлым (телесным) оттенкам. В основе охрения – последовательное наложение тонких
лессировочных слоев со все большим добавлением белил в охру в каждом следующем слое.
Гематий
– широкий плащ в виде прямоугольного куска ткани, надеваемый поверх
хитона.
Голгофа
– гора вблизи Иерусалима, на которой совершались казни и где на кресте
был распят Христос. По преданию, Голгофа была своеобразным «пупом» земли и местом
погребения первого человека – Адама. Считается, что во время распятия кровь Христа
пролилась на останки Адама, физически преобразив естество первочеловека. В православном
искусстве образ Голгофы часто включает изображение под крестом черепа Адама.
Графья
– контурный рисунок, намечаемый на подготовительном слое (грунте)
живописи жидко разведенной черной краской.
Движки, оживки
– белильные блики, положенные на верхний слой живописи в
личном письме.