Стр. 75 - 2

Упрощенная HTML-версия

Из-под кисти Ушакова выходили иконы сложного содержания, с большим
количеством персонажей («Седьмой Вселенский собор»), с введением реального
пространства и реального времени («Древо государства Московского»). Это были уже не
столько иконы как моленные образы, сколько историко-аллегорические картины с развитой
идеологической концепцией.
Развитие реалистических тенденций в иконографии привело к появлению портретного
жанра. Этому способствовало и мировоззрение переходного периода, выдвинувшее на
первый план не идеального рублевского человека, а конкретного, живущего свободной
мирской жизнью.
Портрет – парсуна
(от лат. «персона» - личность) появился на рубеже
XVI-XVII вв. Это первые светские портреты, но написанные в иконографической манере. В
парсунах художникам удавалось передать внешнее сходство и отчасти отразить характер
человека. Лучшие работы: портреты Ивана IV Грозного и князя М.В. Скопина-Шуйского.
Искусство XVII в. сделало огромный шаг вперед в своем развитии, но не привело пока
к созданию нового творческого метода.
______________________________________________
84 Раушенбах Б.В. Геометрия картины… .- С.307.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Какой высокой нравственной силой должен был обладать русский народ, создавший
на заре своей истории такое удивительное искусство, выразившее постоянное стремление
людей к красоте духовной! Ни мощное заимствование византийской культуры, ни
разрушительное действие ордынского ига не могли помешать русской живописи иметь своё
яркое самобытное лицо. Складывавшаяся веками славянская народная культура активно
соперничала с догматической церковной традицией, внося в неё живительные силы, создавая
богатое своеобразие местных творческих школ. Апофеозом, «Золотым веком» русской
иконописи стало искусство XIV-XV вв., выразившее патриотический подъём борцов за
национальную свободу и объединение разрозненных земель. Но потом общий уровень стал
заметно снижаться. Активное проникновение в икону реалистических элементов вступило в
глубокое противоречие с её идейным строем. Икона «перестала быть свидетельством
православия» 85 , что говорило о падении уровня церковного сознания в XVII веке. Однако,
древние иконы остались навсегда как высокие образцы искусства. Они и сейчас поражают
нас удивительной цельностью и глубокой одухотворённостью.
Роль иконы в современном мире возрастает. Для светского человека она является
несомненной эстетической ценностью и носителем неисчерпаемой информации. Человек
верующий получает от неё помощь в молитвенном углублении и духовном делании.
Входящий в Церковь находит в иконе лучшего учителя, потому что образно-символическим
языком содержание догматов раскрывается гораздо глубже, чем словом. Современное
богословие всё больше рассматривает икону как невербальный способ христианской
проповеди.
______________________________________________
85
Успенский Л. Указ.соч.- С.21.
Приложение 1
СВЯТЫЕ И ИКОНЫ,
ИМЕЮЩИЕ БЛАГОДАТЬ ИСЦЕЛЯТЬ БОЛЕЗНИ