Конец Х – ХI вв. – период монументального историзма
в искусстве Киевской Руси,
отразивший силу государства и цельность народа. Тенденции к историзму проявились в
преобладании легендарно-исторического жанра. Средствами монументализации были
крупный масштаб, фронтальность, замедленный ритм движения фигур и др. Образы
авторитарны, торжественно-величественны, возвышенны, что соответствовало характеру
византийской культуры. Вместе с тем уже в мозаиках и фресках Киевской Софии отражены
местные русские черты «в той особой духовной силе, непоколебимой спокойной
уверенности, решительной непреклонности и внутренней стойкости, удивительным образом
сочетающейся с тихой покорностью и строгой вдумчивой серьёзностью образов» 63 .
Пропорции фигур чуть укорочены, массивны, одежды декоративны, красочны, лики с
крупными чертами, часть из них заметно индивидуализированна. Именно такой русской
спецификой наделено изображение Богоматери Оранты.
ХII – начало ХШ вв. – период модификации исторического монументализма
, его
вариативности и фольклоризации в условиях ослабления Киевской государственности и
усиления удельных княжеств, ослабления канонов. В живописи наметились две линии:
«грекофильствующая» и собственно русская. Первая представлена мозаиками Киевского
собора Архангела Михаила, фресками Дмитриевского собора во Владимире, пронизанными
эллинистическими традициями. Подчёркивая идею радостного приобщения человека к
Божественной благодати, они передавали просветлённое душевное состояние святых,
внутреннюю мягкость, тихую задумчивость. Психологически индивидуализированные лица
написаны красочной свободной живописью, где нет ни статичности, ни фронтальной
распластанности.
______________________________________________
63 Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века.- М., 1983.- Кн.1.-
С.196.
Благородные, совершенные художественные формы удачно гармонировали с
возвышенным, лирически окрашенным духовным содержанием. Эти тенденции нашли
воплощение в искусстве Владимиро-Суздальского княжества ХII-ХIII вв., московской
живописи ХIV в. и творчестве А.Рублёва. В них воплощены идеи заступничества,
милосердия, душевного покоя.
Вторая линия – это живопись с явно выраженными русскими чертами, продолжавшая
традиции Киевской Софии. Могучие, отрешённые от всего преходящего образы строгого
византийского стиля наполнялись более конкретными, земными свойствами. Лики святых
приобретали славянские черты. Застывшие в вечном предстоянии непоколебимые образы
больше соответствовали народному общинному миросозерцанию новгородцев. В нём
практическое, земное сочеталось со страстным стремлением к высоким религиозно-
нравственным идеалам, постижение которых требовало напряжения внутренних сил.
Художественная форма новгородских произведений отличалась монументальностью,
экспрессией, некоторым упрощением всех средств выражения, тенденцией к плоскостности,
декоративности, орнаментальности.
Вторая половина XIII в. – годы «мрачного затишья» в искусстве.
Начало монголо-
татарского ига привело к большим потерям в художественной культуре, в том числе было
разрушено большинство памятников зодчества с уникальными росписями, погибли сотни
тысяч икон – сохранилось менее 30 досок домонгольского периода. В иконографии исчез
монументализм, усилилось фольклорное начало.
В это время более активно развивалось творчество на нетронутом Ордой Северо-
Западе Руси (Новгород, Псков), в нем сохранялись черты строгости, возвышенности и