Это не только мать, но мудрая женщина – соправительница, несущая мир и покой,
указывающая человеку путь от греха к истинному спасению, из тьмы – к свету. Она ведёт
людей ко Христу, к вечной жизни.
Существует множество вариантов икон этого типа, наделённых какими-либо
своеобразными деталями: Смоленская, Иверская, Тихвинская, Грузинская, Петровская
Богоматерь, Казанская Троеручица, Скоропослушница и другие.
5.
Богоматерь
Умиление
(от греч. «елеуса» - милующаяся) – самое лирическое и
одновременно величаво-скорбное изображение Богоматери с младенцем Спасителем на
руках, нежно прижимающихся щеками. Образ Марии наполнен материнской любовью,
тревогой и печалью. Иисус полон нежности и в то же время преисполнен силы и мудрости
Владыки мира. На первое место вышла идея будущей спасительной жертвенности и Матери,
и её Сына. В Умилении «нравственной теме спасения рода человеческого придана
возвышенная до общечеловеческого значения форма драматической материнской любви-
жертвы» 61 .
Самая известная икона этого типа – «Владимирская Богоматерь», которая была
образцом для более поздних списков. К этой группе принадлежат иконы: Белозерская,
Донская, Игоревская Богоматерь, Взыскание погибших, Достойно есть.
6.
Богоматерь
Взыграние
– разновидность типа Умиление, когда добавлялась
деталь – рука младенца, ласкавшая лицо Матери, как символ нежности и доверия. Или
изображался резвящийся младенец. Тема извода – взаимная любовь и ласкание. Пример:
Любятовская Богоматерь.
7.
Богоматерь
Млекопитательница
– ещё одна разновидность Умиления, где
изображалась Мария, кормящая грудью младенца Иисуса. Мистический аспект образа: так же
как Мать вскармливает Сына, Она питает и наши души; так же и Бог кормит нас «чистым
словесным молоком» Слова Божьего.
Существуют и другие варианты «Умиления», как например, образ скорбящей Матери,
где Богородица стоит одна со склонённой головой и молитвенно сложенными руками у
подбородка, или икона «Не рыдай Мене Мати» (Богородица и Христос, стоящий во гробе),
где Мать оплакивает смерть Сына.
Есть иконы, которые не имеют глубокого богословского наполнения, а иллюстрируют
тот или иной эпитет, которым величают Марию, её прославление: Царица Небесная,
Неопалимая Купина, Богоматерь – живописный источник, Гора нерукосечная, Нечаянная
радость, Умягчение злых сердец и проч. Всего известно более 700 образов Божьей Матери.
______________________________________________
61 Вагнер Г.К. Указ.соч.- С.160.
ИКОНОСТАС
Концентрацией многожанровой и разнотиповой иконографии в русском христианском
храме был иконостас – важный элемент национальной церковной традиции.
Древняя Русь восприняла от Византии одноярусную невысокую алтарную преграду в
форме деисуса и развила её в многоярусную алтарную стену. Зародился иконостас в конце
ХШ – середине XIV вв. К началу XV в. в нём было три ряда, а к концу столетия – четыре, и
окончательно сформировалась структура в XVI в. В классическом иконостасе иконы
располагаются в пять рядов (чинов), тесно примыкая друг к другу.
1.
Местный ряд
– нижний. В центре его помещаются Царские врата, через
которые исходит Царь Славы Иисус Христос в Святых Дарах для преподания причастия
людям. Справа от Царских врат – икона Спасителя и за ним – образ святого или священного