Стр. 62 - 2

Упрощенная HTML-версия

силами, шестикрылыми серафимами и четырёхкрылыми херувимами, а также
расположенными у подножия трона ангелами-престолами в виде алых крылатых колец с
глазами на ободьях. В овал вписан огненный ромб, который, вместе с идущими от Спаса
лучами, означает мощную творящую энергию, божественную славу Христа. На книге
начертаны грозные слова: «Не на лица судите, сынови человеческие, коею мерою вы мерите,
тоею мерою и Я вам отмерю». Сложившийся к XV в. торжественный образ давал
представление о втором пришествии Бога, о величии верховного божества, о всей полноте
его силы и славы, о его господстве над небом и землёй, о Страшном Суде и прощении и о
грядущем преображении Вселенной 60 .
ТИПОЛОГИЯ БОГОРОДИЦЫ
В образе Божьей Матери христиане воплотили свои представления об идеальной
женщине. Кроме мистической роли Девы Марии, давшей плоть вочеловечевшемуся ради
людей Богу, и ставшей после своей смерти Владычицей мира, она была просто матерью,
судьба которой близка и понятна землянам. Она стала первым человеком, естество которого
было очищено от греха и искажения, как оно должно очиститься у всех праведных христиан.
Она, исстрадавшаяся от боли утраты истерзанного великими муками Сына, могла понять
людей и отозваться на их несчастья, стала неизменной заступницей человеческого рода.
1.
Богоматерь
Оранта
(по лат.- «молящаяся»). Мария изображалась одна, в
полный рост, с молитвенно воздетыми вверх руками – символ Церкви, символ вечной,
неостановимой молитвы, несущей надежду и защиту всему роду человеческому.
______________________________________________
60 См.: Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи.- М., 1993.- C.16-28.
Это Пречистая Дева, а не мать, величавая Владычица мира – «Нерушимая стена»,
защитница не только городов русских, но всех народов. Такой Оранта представлена в
Киевском Софийском соборе.
2.
Богоматерь
Знамение
(или Воплощение). Это поясное изображение Оранты с
медальоном Христа Эммануила (Христа в отроческом возрасте) на груди. Икона
олицетворяла пророчество о рождении Христа. В недрах Марии Духом Святым зачинался
Богочеловек. Воплощение Сына от Девы было знаком спасения, знаком начала новой жизни.
В образе «Знамение» написана особо популярная в Сибири икона «Абалацкая
Богоматерь».
3.
Богоматерь
Великая Панагия
(«панагия» от греч. «всесвятая») – редко
встречавшийся в древнерусском искусстве извод, в котором воссоединились два типа: Оранта
с медальоном Эммануила (Знамение). Богородица представлена величавой Владычицей мира,
приобретшей свою мощь и силу своей молитвы благодаря таинственному воплощению,
вочеловечиванию от неё всемогущего Бога. Пример типа: икона «Ярославская Оранта».
4.
Богоматерь
Одигитрия
(с греч.- путеводительница, наставница). Этот
торжественный тип получил особенно широкое распространение в XV-XVI вв. с
возвышением Московского царства. Полуфигура Богородицы изображалась фронтально в
спокойном величии, с прямой царственной осанкой или чуть склонившей голову к младенцу-
Сыну, который гордо восседал на её левой руке, как на троне, или стоял, придерживаемый
рукой Матери. Правая рука Девы Марии указывала на Иисуса Христа или же была невысоко
поднята в жесте моления, обращённом к Владыке. Младенец Христос обращён лицом к
молящимся с благословением и свитком в левой руке.