Стр. 59 - 2

Упрощенная HTML-версия

появились новые изводы «Богоматерь Гора нерукосечная» и «Богоматерь Неопалимая
купина». События с земли переносились в космическую сферу с абстрактным пространством.
Житийный жанр
появился в русском искусстве в ХП в. в связи с расширением
интереса к образу святого. В нём соединились персональный и легендарно-исторический
жанры. В среднике иконы изображался святой, а на полях, по периметру, в небольших
клеймах – сцены его жития. Главное в этих произведениях – их назидательный характер. В
них также выражалась надежда на помощь и заступничество. Большую роль в создании
необходимого впечатления играли клейма. Их писали по канонам легендарно-исторического
жанра, что придавало им большую выразительность. Через чёткую композицию и семантику
цвета раскрывались глубина этического содержания, деяния или мученичество героя,
выражение различных чувств: любви, дружбы, умиления, скорби, тихой сосредоточенности.
Клейма составляли единое художественное целое со средником. Хотя изображение
самого средника отличалось многообразием, он никогда не был замкнут сам в себе. Наиболее
архаичные византийские образы святых были отрешёнными, «надмирными». Образы же
русских святых весьма конкретно представляли тип русского человека. Фигуры чаще
изображали фронтально стоящими, внешне они выглядели статичными, но были наделены
духовной динамикой. Средник мог также выполняться в духе легендарно-исторического
жанра и тогда представлял собой увеличенное клеймо (например, иконы «Илья-пророк»,
«Чудо св.Георгия о змие»).
В XV в. жанр приобрёл героический характер («Архангел Михаил с деяниями»),
воспевал подвиги героев в борьбе с силами зла, хотя фигуры в средниках выглядели более
аристократизированными, нежели эпическими.
______________________________________________
58 Там же.- С.235.
В XVI в. в иконах житийной структуры начало исчезать традиционное разделение
клейм и изображённые сюжеты как бы переливались друг в друга, иногда даже охватывали
средник двойным кольцом, а в XVII в. всё слилось в изображение без всяких линейных
границ. В жанре всё больше стали проявляться реалистические тенденции, бытовые сцены
превращались нередко в настоящие жанровые картинки и даже в пейзаж (жития Николая
Чудотворца и Сергия Радонежского).
Гимнографический жанр
складывался в ХIII-XIV вв. под влиянием сербского
искусства, когда в богослужении всё больше чтение молитв заменялось пением. Своеобразие
жанра заключалось в том, что догма или богословская мысль выражались в форме
воспевания, главной темой было прославление Богородицы (иконы «Собор Богоматери», «О
тебе радуется», «Покрова Богоматери», «Достойно есть»). Художник смешивал отдельные
конкретности в нечто фантастическое: в одну композицию соединялись разновременные
явления, персонажи исторические с легендарными, евангельские образы с русской
архитектурой. Спецификой структуры жанра было соединение фигур по принципу
иносказания, введение олицетворений, абстрагирование, симметрия. На первое место здесь
выходил не догматический и не исторический, а более эстетический эмоционально-
психологический момент. На иконах изображали не действие или событие, а состояние
молитвенного или похвального предстояния. Господствующей была идея торжества.
Гимнографический жанр был лучшим выразителем приподнятого состояния души.
Исторический жанр
проник в икону из книжной миниатюры в XV в. Он включал в
себя моменты из истории государства и церкви. Такие сюжеты, как «Битва новгородцев с
суздальцами», «Церковь воинствующая», «Седьмой Вселенский собор», «Насаждение древа
государства Российского» (или «Древо государства Московского») вплотную подходят к